Конституционный суд признал неконституционным закон "О внесении изменений в Конституцию Украины" от 8.12.2004 № 2222-ІV в связи с нарушением процедуры его рассмотрения и принятия.

Конституционный суд признал неконституционным закон "О внесении изменений в Конституцию Украины" от 8 декабря 2004 года № 2222-ІV (так называемая политреформа 2004 года) в связи с нарушением процедуры его рассмотрения и принятия.

Такое решение КС, принятое 30 сентября, обнародовал в пятницу председатель суда Анатолий Головин, передаёт "Интерфакс-Украина".

Согласно вердикту КС, закон № 2222-ІV утратил силу со дня принятия данного решения, то есть с 30 сентября. 

"Конституционный суд исходит из того, что признание неконституционным закона 2222 в связи с нарушением процедуры его рассмотрения и принятия означает возобновление действия предыдущей редакции норм Конституции, которые были изменены, дополнены и исключены законом 2222", - говорится в решении КС.

"В соответствии с частью 2 статьи 70 закона Украины "О Конституционном суде Украины" возложить на органы государственной власти обязанности по выполнению данного решения относительно приведения нормативно-правовых актов в соответствии с Конституцией Украины от 27 июня 19996 года в редакции, которая существовала до внесения в нее изменений законом "О внесении изменений Конституции Украины" от 8 декабря 2004 года № 2222-IV", - указывается в решении КС.

Решение КС является обязательным к выполнению на территории Украины, окончательным и не может быть обжаловано.

Как сообщил глава КС Анатолий Головин, за решение об отмене политреформы 2004 года проголосовали все 18 судей Конституционного суда Украины, однако некоторые судьи приложили отдельные мнения. Вместе с тем, он не сказал, сколько судей высказали такие мнения и не назвал их.

В то же время народный депутат от фракции БЮТ Сергей Власенко сообщил журналистам, что таких мнений может быть два. "Как отметил председательствующий, есть отдельные мнения, я думаю, что отдельных мнений два, и счет – не 18-00 а 16-2", - отметил он. При этом депутат также сообщил, что у него "есть допущения", кто из судей мог приложить мнения. В то же время Власенко отказался их назвать.

С представлением по данному вопросу в КС обратились 252 народных депутата, входящих в парламентскую коалицию. За два дня до этого председателем Конституционного суда был назначен выходец из Донбасса Анатолий Головин.

По мнению авторов ходатайства, основанием для признания закона № 2222-ІV неконституционным в целом является нарушение установленной Конституцией процедуры его рассмотрения и принятия, поскольку соответствующий законопроект "О внесении изменений в Конституцию Украины" с определёнными поправками был рассмотрен и принят Верховной Радой без обязательного в таком случае заключения КС о соответствии требованиям статьей 157 и 158 Основного закона. В принятом законе депутаты утвердили ряд статей в новой редакции, относительно законопроекта, ранее согласованного с КС (№ 4180).

8 декабря 2004 года Верховная Рада приняла закон "О внесении изменений в Конституцию Украины" № 2222-IV, который предусматривает переход от президентско-парламентской к парламентско-президентской форме правления, формирование правительства коалицией депутатских фракций, продление срока полномочий парламента до 5 лет.

Действующая Конституция Украины принята 28 июня 1996 года. Внесённые в 2004 году изменения в Основной закон вступили в силу в 2006 году.

Авторы ходатайства об отмене политреформы 2004 года пока не могут ответить на вопрос, что будет с тем законодательством, которое было принято в соответствии с этими изменениями в Конституцию.

Приветствуя с Днём Конституции граждан Украины в июне нынешнего года, президент Виктор Янукович заявил, что некоторые нормы действующего Основного закона, "поспешно принятые в конце 2004 года", стали причиной "разбалансирования и серьёзного кризиса власти".

Команда Януковича начала делать попытки отмены этой реформы. Сначала это хотели сделать путем референдума, однако из-за сопротивления партнёров по коалиции эта попытка потерпела поражение. Тогда команда президента решила отменить политреформу с помощью Конституционного суда.

Лукаш: все органы власти сейчас легитимны 

Представитель президента в Конституционном суде и заместитель главы Администрации президента Елена Лукаш утверждает, что на сегодня все органы власти легитимны.

"На сегодня все органы власти являются легитимными и сегодня они должны сконцентрироваться и выполнять решение Конституционного суда", - сказала Лукаш, комментируя решение КС о признании неконституционным закона о политреформе 2004 года.

Лукаш подчеркнула, что с сегодняшнего дня в Украине действует Конституция 1996 года.

"КС возобновил действие норм Конституции 1996 года в полном объёме. Это означает, что сегодня все общественные правоотношения в государстве регулируются этой Конституцией, которая признана самой лучшей европейской Конституцией", - сказала она.

В процессе конституционной реформы Украина будет идти путем легитимных решений, заверяет президент Виктор Янукович.

"Украина была и остаётся составляющей единого европейского демократичного пространства. Учитывая грустные уроки прошлого, мы будем идти путём широкого общественного диалога и легитимных решений. Хочу заверить, что дальнейший конституционный транзит Украины будет связан только лишь с усилением представительской демократии и укрепления местного самоуправления, гарантиями защиты прав и свобод человека", - сказал он на 7-ой Ялтинской ежегодной встрече в пятницу.

Литвин считает, что надо создавать конституционную комиссию 


Проблемные вопросы, которые возникли в связи с признанием Конституционным судом политреформы 2004 года нелегитимной, требуют создания конституционной комиссии, считает председатель Верховной Рады Украины Владимир Литвин.

"Вопрос главный – кто возьмёт на себя инициативу опубликовать текст Конституции и сказать, что он аутентичный. Я понимаю, что нужно создавать конституционную комиссию и Верховная Рада должна принять соответствующее решение", - сказал он журналистам в Ялте в пятницу.

Литвин также считает, что решение Конституционного суда Украины об отмене конституционной реформы 2004 года уменьшает мотивацию для работы коалиции. "У Верховной Рады появятся все основания задуматься, как будет работать высший законодательный орган. Честно говоря, до определенной меры теряется мотивация у коалиции и оппозиции", - сказал он журналистам в Ялте в пятницу.

Спикер допустил, что такие социально-чувствительные вопросы, как мораторий на повышение пенсионного возраста для женщин, тарифов на жилищно-коммунальные услуги, будут находить больше сторонников, чем до решения КС. "Думаю, возникнут осложнения в рассмотрении таких чувствительных вопросов, как Налоговый кодекс, госбюджет 2011 года", - сказал он.

Литвин считает маловероятным выборы в парламент в 2011 году. "Закон обратной силы не имеет и не может иметь, так как люди выбирали на 5 лет. Возникает другой вопрос, насколько эта Верховная Рада будет отвечать общественным настроениям", - подчеркнул спикер.

Тимошенко назвала решение КС "украинским ГКЧП", а Власенко - "сюрреализмом"
Лидер БЮТ Юлия Тимошенко называет украинским ГКЧП решение Конституционного суда о возвращение к редакции Конституции 1996 года, сообщает "Украинская правда".

"Председатель Конституционного суда, макеевская марионетка, сегодня зачитал решение о начале украинского ГКЧП", - заявила она.

"С этой минуты Украина действительно стала новой, а точнее - другой", - отметила Тимошенко.

Тем временем депутат фракции БЮТ и юрист Сергей Власенко заявляет о нелегитимности органов власти в Украине в связи с решением КС о признании нелегитимным закона о политреформе.

"Моя личная позиция состоит в следующем – и президент, и парламент, и правительство были сформированы в соответствии с Конституцией 2004 года. По моему глубокому убеждению, сегодня должна быть отставка президента Украины, Кабинета министров Украины, сегодня должно быть принято решение на первом пленарном заседании о роспуске парламента и решение о проведении досрочных выборов. Потому что никто в стране не давал полномочий президенту в редакции Конституции 1996 года и никто в стране не давал полномочия парламенту в редакции Конституции 1996 года. Но нет юридических механизмов и для этого должны быть политические решения", - сказал он.

Отвечая на вопрос о том, что будет делать оппозиция и будет ли она проводить протесты в связи с решением КС, Власенко отметил, что эти вопросы надо адресовать обществу. "Если общество готово находиться в ситуации постоянного изнасилования, то это вопрос к обществу. Если общество проглотит это, то это означает, что оно готово проглотить всё", - сказал он.

Он также считает, что решение Конституционного суда о возвращении к Конституции 1996 года "никак не связано с юриспруденцией" и не берётся прогнозировать дальнейшее развитие событий.

"То, что произошло, было сделано абсолютно грубо, цинично, и с юриспруденцией никак не связано", - убежден Власенко. "Что будет дальше – предполагать крайне сложно, потому что мы начали жить внутри сюрреалистического государства, а сюрреализм не знает логики. Если завтра КС огласит президента царем – я не удивлюсь", - заключил депутат.

НУ: решение КС – правовой нигилизм 

В партии "Наша Украина" называют правовым нигилизмом решение Конституционного суда о возврате Украины к президентско-парламентской форме правления и считают, что это приведет к юридическому коллапсу.

"Вообще то, что произошло – это правовой нигилизм, поскольку закона № 2222 уже давно просто не существует, он давно стал Конституцией", - сказал член политсовета партии "Наша Украина", народный депутат фракции НУ-НС Андрей Парубий.

"К сожалению, Партия регионов пошла по пути, целью которого является не соблюдение законности, а переломать через колено и предоставить максимально большее количество полномочий президенту Януковичу", - подчеркнул он.

По словам депутата, решение КС готовилось давно. "Фактически сегодня в нашем государстве существует законодательный казус, и как будут дальше развиваться события, очевидно, будет зависеть и от Партии регионов", - отметил он.

Парубий напомнил, что Партия регионов заявляла о намерении провести всеукраинский референдум по изменению Конституции или о возможности внести такие изменения в парламенте.

Депутат говорит, что для изменения Основного закона в парламенте необходимо 300 голосов народный депутатов. "Сейчас сложно предсказать, по какому пути они пойдут, но, без сомнения, то, что произошло сегодня, будет использовано ими как основание для активных действий по изменению Конституции", - убеждён Парубий.

Депутат назвал абсурдом возвращение к редакции Конституции 1996 года. "Это огромный юридический коллапс, который сложно будет решить в законодательном поле, и он будет решаться только по политической логике и политической целесообразности", - заключил Парубий.

Справка. Конституция Украины и политреформа 2004 года 
Новейший конституционный процесс в Украине начался с принятием 16 июля 1990 года Верховной Радой УССР "Декларации о государственном суверенитете Украины".

После приобретения Украиной независимости в 1991 году в течение 1991-1996 годов комиссиями, отдельно созданными Верховной Радой и президентом, было составлено несколько проектов Конституции. Они длительное время обсуждались, дополнялись и дорабатывались. Между тем в стране действовала Конституция УССР 1978 года с некоторыми изменениями.

28 июня 1996 года Верховная Рада приняла Конституцию Украины и Закон о введении её в действие. Конституция Украины была в целом положительно оценена международным сообществом.

В 2004 году в условиях острого политического кризиса, с целью уменьшения уровня конфронтации между основными политическими игроками, которые боролись за власть во время президентских выборов, была достигнута договорённость относительно внесения изменений в Основной закон. 8 декабря 2004 года Верховная Рада приняла законы о внесении изменений в Конституцию и о внесении изменений в закон о выборах президента.

Закон об изменениях в Конституцию предусматривал переход от президентско-парламентской к парламентско-президентской форме правления, формирования правительства коалицией депутатских фракций, удлинения срока полномочий Верховной Рады до 5 годов. Согласно заключительным и переходным положениям, закон вступил в силу самостоятельно с 1 января 2006 года, во времена президента Виктора Ющенко.

Принятие Конституционным Судом решения об отмене поправок в Конституцию от декабря 2004 года означает возвращение действующему президенту полномочий, которые имел президент Леонид Кучма в период с 1996 по 2004 год и президент Виктор Ющенко до 2005 года.

Главные изменения в Конституцию, внесённые в 2004 году, касались функционирования Верховной Рады и порядка формирования правительства. Тогда был введен порядок формирования Кабинета Министров коалицией депутатских фракций, которая включала в себя большинство депутатов. Парламент мог быть распущен в случае, если коалиция не была создана после парламентских выборов.

Решение КС означает, что отныне существование коалиции не является обязательным, а все решения принимаются простым большинством голосов. Также утрачивает силу положение, согласно которому депутат, выходя из фракции, лишался своего мандата.

Теряет силу также порядок назначения Кабинета министров. Ранее кандидатура премьер-министра вносилась президенту коалицией депутатских фракций, а президент, в свою очередь, вносил её на рассмотрение парламента. Коалиция также самостоятельно назначала членов Кабинета министров, за исключением министров обороны и иностранных дел, кандидатуры которых вносились президентом.

Возвращается норма, согласно которой кандидатура премьер-министра вносится на утверждение парламента президентом. Он также назначает всех членов Кабинета министров по представление правительства.

Президенту также возвращается право издавать указы по вопросам, не урегулированным действующим законодательством.

Ряд политических сил ранее настаивали на том, что КС был не в праве указывать на «автоматическое» возвращение к нормам действовавшей ранее Конституции, требуя, в случае признания закона о ее изменении неконституционным, пройти снова парламентскую процедуру ее изменения.

Возникает также правовая коллизия, вызванная принятием за последние годы законов, основанным на изменениях в Конституцию, в том числе Закона «О Кабинете Министров». Согласно мнению экспертов, теперь они должны быть либо изменены, либо признаны несоответствующими Конституции и отменены КС.

Остается невыясненным вопрос, требует ли решение КС переназначения согласно вновь вступившей в силу Конституции премьер-министра и членов Кабмина.