Харьков обладает величайшим культурным потенциалом, и в первую очередь – благодаря молодёжи, уверен известный российский композитор, автор гимна Харьковской области Владимир Дашкевич.

Об этом и многом другом он говорил на недавней встрече со студентами в Центре русской культуры.

Вы – выпускник Московского института тонкой химической технологии, работали инженером на заводе «Вулкан». Как и когда у вас раскрылся музыкальный талант?

Я не считаю себя музыкантом, я – инженер. Это характер мышления, отношение к жизни. А музыкальный талант раскрылся во мне внезапно. Благодаря соседке по коммуналке. Она выходила замуж и на время торжеств попросила поставить пианино в нашей комнате. Сев за инструмент, я сразу начал сочинять. К тому моменту я учился в техническом вузе и никакого музыкального образования не имел. И я поступил в Гнесинский институт, попал в класс Арама Хачатуряна, продолжая в то же время трудиться на «Вулкане».

Часто ли вас посещает вдохновение?

Некоторым кажется, что творчество – это состояние. Понимаете, художник сам по себе мало что сочиняет. Настоящие художники – это те люди, через которых сочиняется, но при условии, что они должны уметь придавать «полученной информации» совершенную форму. И вы, слушая эту форму, испытываете то, что мы называем эстетическим удовольствием.

Вас пытались исключить из института. По какой причине? Неужели вы плохо учились?

Я был увлечен авангардом. Поскольку советская власть относилась к этому весьма и весьма враждебно, со мной пытались бороться. Я был отличником, учеником Арама Хачатуряна. Когда он в очередной раз уехал в командировку, ректор института вызвал меня и сказал, что таких, как я, надо исключать. Первое, что сделал Арам Ильич по приезде, – подал заявление об увольнении. Разразилась дикая буря. В этот же день меня восстановили. А справочку об отчислении я до сих пор храню в дипломе с отличием.

Какова дальнейшая судьба оратории «Солдатский реквием», мировая премьера которой состоялась в Харькове?

После Харьковского симфонического оркестра кто только ни исполнял «Солдатский реквием», в том числе и Покровский ансамбль. Сейчас Мариинка готовит его в своём варианте.

Чем вы увлечены в данный момент?

Я заканчиваю книжку, которая называется достаточно странно: «Человечество как система, или Крестовый поход детей». Сейчас настаёт момент, когда необходимо спасать человечество. Идет война форматов – более кровопролитная, чем война идеологий. Суть её в том, что истинная культура поднимает самооценку человека, человек становится способным на огромные свершения, превращается в личность. В ответ была создана и активно развивается культура, понижающая уровень мышления, так называемая попса. Формат музыки создает модели мышления: чем шире музыкальная форма, тем интенсивнее работает ваш мозг. Современная разрекламированная «культура» – не что иное как инструмент управления молодым поколением. Именно молодым надлежит спасти мир, а для этого каждый должен быть высокоинтеллектуальной личностью.