26 сентября народная артистка Украины, художественный руководитель балета Харьковского национального театра оперы и балета, почетный гражданин Харькова Светлана Колыванова отпраздновала свое 70-летие.

В кровь растертые балетными туфельками пальцы, изящные движения, которые шлифуются десятилетиями, аншлаги и букеты…

Неуловимо тонкая и загадочная, яркая и темпераментная, жестокая, дерзкая и роковая -- такие завораживающие образы Светланы Колывановой знает не только наша публика. Харьковской балерине рукоплескали в театрах Канады, Америки, Италии, Бразилии, Польши, Чехословакии, Германии. Ее партнерами в танце были такие звезды балета, как Михаил Барышников, Марис Лиепа, Вячеслав Гордеев.

Обычно век балерины короток -- около двадцати лет. Светлана Ивановна не расставалась со сценой четыре десятилетия. Впервые она встала на пуанты в 11 лет, в последний раз станцевала в «Лебеде» Сен-Санса в 2000 году. К счастью, прощание с пуантами, с которыми Светлана Колыванова почти срослась, не стало трагическим: после завершения карьеры на сцене она была назначена главным балетмейстером ХНАТОБа.

Артистка приезжала на спектакль из больницы


Поддерживать форму балерине нужно постоянно. По словам Светланы Колывановой, она не прекращала занятий, даже когда лежала в больнице, находя себе и там укромный уголок.

-- Самое главное – большая любовь к профессии, иначе ничего не получится, -- говорит Светлана Иванвна. -- Балерина должна превозмогать все трудности, которые встречаются на ее пути. Что бы ни случилось – нужно выйти на сцену и станцевать так, чтобы зритель не догадался, что с тобой происходит. Балерина должна уметь терпеть боль: балетные туфельки могут давить, растирать пальцы, но показывать этого нельзя.

Во время спектакля случается всякое, но «выползет» ли косточка из корсета, оборвется ли бретелька, порвется ли пачка -– балерина обязана оставаться Лебедем или Кармен как ни в чем ни бывало.

Случались и травмы. Светлана Ивановна о них предпочитает не вспоминать. Но о самоотверженности Светланы Колывановой хорошо знают ее ученицы.

– Она очень вынослива и преданна делу, -- считает ведущая солистка ХНАТОБ Антонина Радиевская. -- Рассказывали, как Светлану Ивановну привезли на спектакль из больницы. Она отработала, а после спектакля снова уехала в больницу.

-- По рассказам Теодора Константиновича Попеску, было много ситуаций, когда нужно было танцевать с травмами, и зритель никогда об этом не догадывался. Светлане Ивановне даже пришлось танцевать спектакль с травмированной пяткой! -- подхватывает ведущая солистка ХНАТОБа Ирина Клюева.

Опытная балерина умела находить выход из любой ситуации.

-- Я танцевала «Лебединое озеро» с турецким танцовщиком, -- вспоминает она. -- Он должен быть меня поднять, но почему-то оказался на другой стороне сцены.

Однако Светлана Ивановна сумела перестроиться и незаметно для зрителя исправила ситуацию.

Всю жизнь в одном весе


Светланой Колывановой восхищаются все: и поклонники, и коллеги, и другие сотрудники театра.

-- Я знаю Светлану Колыванову тридцать лет. Она очень щепетильна во всем. Когда она примеряла пачку, портнихи изнывали от ее замечаний: «Тут морщит, там еще что-то не так». Но никогда не роптали: есть мастера, перед которыми преклоняются и исполняют все их желания. Зато на сцене Светлана Ивановна всегда выглядела идеально. Кстати, она всю жизнь держится в одном весе, мы для нее никогда не ушивали и не расставляли пачку, -- не скрывает восхищения заведующий художественно-постановочной частью театра заслуженный работник культуры Украины Виталий Доценко.

По словам балерины, всегда быть в хорошей форме не составляло для нее особого труда. Видно, Бог наградил такой конституцией, улыбается Светлана Ивановна.

-- Мой вес при росте 159 см всегда был 45, максимум -- 47 кг. Но у меня нет никакого секрета, -- уверяет балерина. -- Я никогда не соблюдала диет, ела все, что хотела. Организм должен получать любые продукты, но не в огромных количествах. Затрата энергии, особенно у ведущих солистов, очень большая. Я, например, утрачивала за одно выступление 2-2,5 килограмма веса, и это нужно было пополнять.

Хрупкая женщина держит труппу «в ежовых рукавицах»


Балерина откровенно признается, что сейчас, когда танцуют ее ученики, переживает больше, чем тогда, когда выходила на сцену сама. А сколько у Колываной учеников, точно уже и не сосчитать. Теперь ими восхищаются во всем мире: США, Канаде, Израиле, Бразилии, в Арабских Эмиратах.



-- У Светланы Ивановны есть чему поучиться, -- говорит Антонина Радиевская. -- Она очень скрупулезна, зорко следит за процессом. Может сидеть в тринадцатом ряду и заметить, что у тебя камешки на пачке неровно пришиты. Светлана Ивановна знает свое дело и гоняет за все. Она очень дотошна в мелочах и это может иногда раздражать, но если бы она не держала театр «в ежовых рукавицах», не было бы и искусства и классический балет именно как классический перестал бы существовать. Из этих мелочей состоит то, что видят зрители на сцене. Она несет ту школу, которая была ей дана педагогами много лет назад, и по сей день может встать и сама показать, как нужно делать.

-- Меня удивляет, что при внутренней беззащитности и хрупкости Светлана Ивановна старается держать труппу, настаивать на своем. Это сочетание качеств, которые уживаются в одном человеке, эта сила характера достойны огромного уважения, -- говорит Ирина Клюева. – И главное: несмотря на то что Светлана Ивановна – значимая личность в балетной истории, она никогда не ставила себя выше других артистов, как педагог никогда морально не давила.

-- Порой кажется, что она даже стесняется своих регалий, -- добавляет Антонина Радиевская.