
26 сентября народная артистка Украины, художественный руководитель балета Харьковского национального театра оперы и балета, почетный гражданин Харькова Светлана Колыванова отпраздновала свое 70-летие.
В кровь растертые балетными туфельками пальцы, изящные движения, которые шлифуются десятилетиями, аншлаги и букеты…Неуловимо тонкая и загадочная, яркая и темпераментная, жестокая, дерзкая и роковая -- такие завораживающие образы Светланы Колывановой знает не только наша публика. Харьковской балерине рукоплескали в театрах Канады, Америки, Италии, Бразилии, Польши, Чехословакии, Германии. Ее партнерами в танце были такие звезды балета, как Михаил Барышников, Марис Лиепа, Вячеслав Гордеев.
Обычно век балерины короток -- около двадцати лет. Светлана Ивановна не расставалась со сценой четыре десятилетия. Впервые она встала на пуанты в 11 лет, в последний раз станцевала в «Лебеде» Сен-Санса в 2000 году. К счастью, прощание с пуантами, с которыми Светлана Колыванова почти срослась, не стало трагическим: после завершения карьеры на сцене она была назначена главным балетмейстером ХНАТОБа.
Артистка приезжала на спектакль из больницы

-- Самое главное – большая любовь к профессии, иначе ничего не получится, -- говорит Светлана Иванвна. -- Балерина должна превозмогать все трудности, которые встречаются на ее пути. Что бы ни случилось – нужно выйти на сцену и станцевать так, чтобы зритель не догадался, что с тобой происходит. Балерина должна уметь терпеть боль: балетные туфельки могут давить, растирать пальцы, но показывать этого нельзя.
Во время спектакля случается всякое, но «выползет» ли косточка из корсета, оборвется ли бретелька, порвется ли пачка -– балерина обязана оставаться Лебедем или Кармен как ни в чем ни бывало.
Случались и травмы. Светлана Ивановна о них предпочитает не вспоминать. Но о самоотверженности Светланы Колывановой хорошо знают ее ученицы.
– Она очень вынослива и преданна делу, -- считает ведущая солистка ХНАТОБ Антонина Радиевская. -- Рассказывали, как Светлану Ивановну привезли на спектакль из больницы. Она отработала, а после спектакля снова уехала в больницу.
-- По рассказам Теодора Константиновича Попеску, было много ситуаций, когда нужно было танцевать с травмами, и зритель никогда об этом не догадывался. Светлане Ивановне даже пришлось танцевать спектакль с травмированной пяткой! -- подхватывает ведущая солистка ХНАТОБа Ирина Клюева.
Опытная балерина умела находить выход из любой ситуации.
-- Я танцевала «Лебединое озеро» с турецким танцовщиком, -- вспоминает она. -- Он должен быть меня поднять, но почему-то оказался на другой стороне сцены.
Однако Светлана Ивановна сумела перестроиться и незаметно для зрителя исправила ситуацию.
Всю жизнь в одном весе
Светланой Колывановой восхищаются все: и поклонники, и коллеги, и другие сотрудники театра.

По словам балерины, всегда быть в хорошей форме не составляло для нее особого труда. Видно, Бог наградил такой конституцией, улыбается Светлана Ивановна.
-- Мой вес при росте 159 см всегда был 45, максимум -- 47 кг. Но у меня нет никакого секрета, -- уверяет балерина. -- Я никогда не соблюдала диет, ела все, что хотела. Организм должен получать любые продукты, но не в огромных количествах. Затрата энергии, особенно у ведущих солистов, очень большая. Я, например, утрачивала за одно выступление 2-2,5 килограмма веса, и это нужно было пополнять.
Хрупкая женщина держит труппу «в ежовых рукавицах»
Балерина откровенно признается, что сейчас, когда танцуют ее ученики, переживает больше, чем тогда, когда выходила на сцену сама. А сколько у Колываной учеников, точно уже и не сосчитать. Теперь ими восхищаются во всем мире: США, Канаде, Израиле, Бразилии, в Арабских Эмиратах.

-- У Светланы Ивановны есть чему поучиться, -- говорит Антонина Радиевская. -- Она очень скрупулезна, зорко следит за процессом. Может сидеть в тринадцатом ряду и заметить, что у тебя камешки на пачке неровно пришиты. Светлана Ивановна знает свое дело и гоняет за все. Она очень дотошна в мелочах и это может иногда раздражать, но если бы она не держала театр «в ежовых рукавицах», не было бы и искусства и классический балет именно как классический перестал бы существовать. Из этих мелочей состоит то, что видят зрители на сцене. Она несет ту школу, которая была ей дана педагогами много лет назад, и по сей день может встать и сама показать, как нужно делать.
-- Меня удивляет, что при внутренней беззащитности и хрупкости Светлана Ивановна старается держать труппу, настаивать на своем. Это сочетание качеств, которые уживаются в одном человеке, эта сила характера достойны огромного уважения, -- говорит Ирина Клюева. – И главное: несмотря на то что Светлана Ивановна – значимая личность в балетной истории, она никогда не ставила себя выше других артистов, как педагог никогда морально не давила.
-- Порой кажется, что она даже стесняется своих регалий, -- добавляет Антонина Радиевская.