Сын часами просиживает в Интернете. Я не всегда знаю, чем он там интересуется. Что, с точки зрения психолога, он может там «подхватить»?
Елена Андреевна

Детям «понравилась» казнь Саддама Хуссейна

– Дети проявляют повышенный интерес ко всему яркому, новому, они очень любопытны и используют Интернет прежде всего для исследования и познания окружающего мира. Но в силу психологической незрелости они не способны реально оценить угрозы из информационного пространства, – уверяет ведущий специалист лаборатории новых информационных технологий обучения Института психологии имени Костюка Национальной академии наук Украины, кандидат психологических наук Наталья Бугаева.

В виртуальном пространстве множество рисков – даже если не учитывать того, что ребенок может стать зависимым, пристрастившись к разным интернет-соблазнам. В Сети дети могут угодить и в другие ловушки. Специалист рассказывает, что очень опасен контент агрессивной и аутоагрессивной направленности: сцены насилия и убийств в Интернете могут иметь трагические последствия. Так, демонстрация роликов с казнью Саддама Хусейна вызвала в мире волну насилия и самоубийств. Такие видеоролики опасны, даже если насилие в них не завершено. Например, в ролике с казнью показали мешок на голове и веревку – такие «незаконченные картинки» заставляют человека домысливать действие дальше.

– Девятилетний пакистанский мальчик, инсценируя казнь Саддама Хусейна, случайно слишком сильно затянул петлю на шее и повесился. А подростки из Алжира, тоже пытаясь инсценировать казнь, повесили своего двенадцатилетнего товарища, – говорит Наталья Михайловна.

Школьники сами дарят злоумышленникам «бизнес-планы»


Стало «популярным» и другое «сетевое творчество». Подростки специально совершают насилие, чтобы снять его на видеокамеру и выложить «шедевр» в Интернете.

– В 2007 году в Днепропетровске за долг в три гривны пятнадцатилетнего подростка заставили вырыть себе могилу, положили его туда, забросали землей, сверху установили крест, – рассказывает специалист. – Все это снимали на видеокамеру. Когда он начал задыхаться – ему сказали, что простят долг, если ролик будет размещен в Интернете.

Один из рисков сетевого пространства – анонимность. Виртуальные романы – не редкость, и специалист предупреждает об опасности кибергруминга, когда озабоченные извращенцы стремятся завоевать доверие ребенка. Как правило, педофилы сильны в детской психологии и без труда изобретают схемы использования детей в сексуальных целях.

Еще одна проблема – кибербулинг: это одна из форм преследования отверженного ровесниками ребенка, когда создаются целые сайты, на которых выкладываются компрометирующие его материалы с целью запугать, оскорбить. Компромат способен нанести ребенку огромную психологическую травму.

Школьники сами дают преступникам «руководство к действию», охотно выкладывая «в контактах» конфиденциальную информацию, во всех подробностях докладывая мошенникам всех мастей, где они учатся, где работают родители, дают адреса, телефоны и даже сообщают об отъезде семьи в отпуск. Частенько охотно откровенничают девочки, пребывающие в романтических отношениях.

Чтобы дитя не стало жертвой

– Компьютеры – это прежде всего средство общения, самовыражения и саморазвития, а не высокотехнологичная игрушка, – говорит Наталья Бугаева. – Чем младше ребенок – тем слабее у него самоконтроль и тем сильнее должен быть контроль родителей. Отношение к компьютеру и Интернету формируют прежде всего взрослые. Сколько бы родители ни пытались доказать ребенку, что компьютер нужен не для игр, но если они сами просиживают за ним часами – дети непременно почувствуют ложь. Чтобы ребенок не скрывал своих увлечений – психолог советует быть для него другом и советчиком.

Специалист рекомендует учить детей отличать правду от лжи и перепроверять информацию, полученную из Интернета. Кроме того, чтобы в техническом плане не отставать от детей, папам и мамам тоже не мешает освоить компьютерную науку.