У меня создалось впечатление, что моя дочь-подросток впадает в детство. Что бы это значило?
Анна Павловна

– В одних ситуациях подростки могут вести себя по-взрослому, а в других – очень незрело, – считает заведующая областным центром практической психологии и социальной работы Харьковского областного научно-методического института непрерывного образования, психолог-методист Елена Маринушкина.

Подростки переживают дежавю. В начале созревания (примерно в возрасте около 13 лет) они повторяют стадии своего существования и действий, которые они уже прошли в младенчестве. В этом возрасте дети ведут себя независимо, но при этом хотят, чтобы о них заботились как о маленьких. Подростки в этот период, как и малыши, активно исследуют новое, но при этом не всегда заботятся о правильности выполнения дел и об их завершении. В 14 лет подростки повторяют особенности двухлетних детей – добиваются независимости мышления.

Иногда 14-летние логичны и компетентны, но вместе с тем у них вспыхивают «приступы» бунтарства. Дальше, в 15-17 лет, подростки «возвращаются» в нежный возраст от трех до пяти лет: снова становятся «почемучками», задаются вопросом «а зачем?». Кроме того, осваивают новые роли в отношениях со своим и противоположным полом, со сверстниками и взрослыми, учатся решать сложные проблемы. От 16 до 19 лет подросшие детки повторяют возраст от 6 до 12 – в общем, ведут себя ответственно и по-взрослому, хотя могут внезапно вернуться к «прощупыванию» правил и даже специально нарушать их (и это вполне естественный процесс отделения от родителей).