В Первой столице проходят XVII «Харьковские ассамблеи» – единственный в Украине международный фестиваль классической музыки.

Об особенностях фестиваля «Вечернему Харькову» рассказала его основатель и художественный руководитель ректор Харьковского государственного университета искусств им. И.П. Котляревского Татьяна Веркина.

– Фестиваль «Харьковские ассамблеи» был создан для популяризации классической музыки. Как считаете, вам это удалось?

– Думаю, да. Ко мне подходили наши постоянные слушатели – физики, математики, врачи, инженеры, которые посещают наши концерты с первого фестиваля. Теперь они приходят семьями – с детьми и внуками. Люди благодарят за то, что мы дали им возможность послушать настоящую музыку. Ведь страну со всех сторон окутал попсовый туман, а человек, который воспитывается на «легкой» музыке, не приучен думать.

– Есть мнение, что классическая музыка – для узкого круга людей.

– Скажу одно: мне обидно за страну. В США существуют оркестровые залы на открытом воздухе, где люди слушают огромные программы, целые симфонии и концерты. В Китае заходишь в туалет – звучит классика, садишься в поезд – тебя сопровождает хорошо подобранная музыка (не обязательно классическая, но музыка экстра–класса). В Венеции на площади святого Марка три небольших камерных оркестра поочередно играют классику. Вот за что я ратую. Более того, в Харькове это было – наш оркестр играл прямо на площади возле консерватории и в саду им. Шевченко. Сейчас мы думаем над тем, чтобы сделать в театре им. Шевченко эстраду, где можно будет слушать и симфоническую музыку.

– Опираясь на девятнадцатилетний опыт проведения фестиваля, скажите, как с годами поменялся контингент слушателей?

– Люди среднего и старшего возраста были всегда. Что особенно приятно – появляется много молодежи. Наш студенческий совет контактирует со студсоветами других вузов и приглашает на концерты ребят, которые теперь являются нашими постоянными слушателями. Нужно отдать должное радио и телевидению за то, что полностью исключили из своих программ настоящую музыку, поэтому неудивительно, что в Украине растет поколение людей, которые даже не подозревают о существовании классической музыки. И мы рады, что есть возможность ее популяризировать.

– Каждый раз у «Харьковских ассамблей» новый герой и новая тема. Каковы особенности этого года?

– Тема нынешнего фестиваля: «Братья Рубинштейн и консерваторское братство». Мы даже не предполагали, что эта тема вызовет такой интерес у участников и слушателей. В мероприятии принимают участие представители самых престижных консерваторий Украины, России, Германии, Великобритании, Литвы, Польши, Чехии. Коллеги отмечают, что почувствовали дух консерваторского братства сполна.

– Насколько сложно привлекать зарубежных гостей?

– Сейчас уже несложно, потому что за фестивалем закрепилась определенная слава. Всем известно, что это мероприятие высокого уровня с обязательным присутствием именитых исполнителей. Зарубежные гости отмечают особенный настрой наших студентов, говорят, что у них невероятно живое исполнение музыки.

– Не переманивают студентов в другие страны – учиться, выступать?

– Моя задача как ректора – создать хорошие условия для талантливых ребят, чтобы они остались в консерватории. С другой стороны, мы не должны закрывать перед ними двери в другую жизнь. Я только «за», когда молодые музыканты ездят играть за границу, это дает им ощущение уверенности в себе.

– Но часть перспективных музыкантов все–таки находит себе применение за рубежом.

– Это нормальная практика. Конечно, обидно, что в начале 1990 годов многие талантливые ребята уехали. Сейчас они прекрасно устроены в США, Бельгии, Германии, и я бы хотела вернуть их в Украину – это потенциальные ректоры, проректоры и деканы. Но если бы они вернулись, на свою зарплату не могли бы купить даже комнату в коммуналке.