Гость «Прямой телефонной линии» – главный режиссер Харьковского театра для детей и юношества, заслуженный деятель искусств Украины Юрий Старченко.

ТЮЗ отмечает двойной юбилей


– Добрый день, Юрий Борисович. На днях ваш театр празднует 50-летний юбилей. Расскажите, пожалуйста, как в Харькове появился ТЮЗ.

– Вероятно, можно говорить о двух датах рождения нашего театра. В 1920 году в Харькове был создан театр сказки, который трансформировался в ТЮЗ и существовал до 1941 года. В 1941 году театр был эвакуирован в западную Сибирь. К сожалению, в Харьков он не вернулся: украинское правительство приняло решение перенаправить его во Львов. Поэтому Львовский ТЮЗ, который называют сегодня первым украинским детским театром, фактически является нашим правопреемником. В Харькове с 1945 по 1960 годы в нашем здании находился областной передвижной украинский театр. Только в 1960-м было принято решение о возрождении ТЮЗа. Он был создан на базе украинского областного передвижного театра и курса Леся Сердюка Харьковского театрального института. 22 октября 1960 года театр открылся спектаклем «Имени революции» по Шатрову. За 50 лет сменилась масса поколений, и основной костяк театра составляет молодежь. Сегодня в нашем репертуаре 28 спектаклей, которые рассчитаны на четыре возрастные категории: для самых маленьких, для зрителей среднего и старшего школьного возраста и спектакли для взрослых.

Современные пьесы не подходят по формату


– Добрый день, Юрий Борисович. Вам звонит Иван Яковлевич. С юбилеем вас. Расскажите, пожалуйста, кто они – нынешние герои современных детских спектаклей?

– В нашем репертуаре нет современных пьес. В современной драматургии их мало и они не подходят для нашего формата. В основном мы играем классику: «Волшебника изумрудного города», «Муху-цокотуху», «Золотого цыпленка», «День рождения кота Леопольда», «Дюймовочку». Недавно поставили спектакль по Ивану Франко «Фарбований лис».

– К вам чаще приходят семьями или в школах организовывают культпоходы?

– В будни к нам в основном приходит организованный зритель. А в субботу и воскресенье у нас традиционно проходят спектакли для семейного просмотра: дети приходят с родителями, бабушками и дедушками, которые в детстве тоже приходили в этот театр.

– Добрый день, Юрий Борисович. Вам звонит Вера Пантелеевна. Возможно ли, чтобы спектакль «Чума на оба ваши дома» шел чаще, чем раз в месяц?

– Спектакль впервые поставлен в 1996 году, но до сих пор пользуется неизменным успехом. Но я не могу обещать, что мы будем его показывать чаще, чем раз в месяц: актерам нужно восстанавливаться. У нас 26 рабочих дней в месяц, а мы должны прокатывать 28 названий, и иногда в день идут по два спектакля.

Малыши рвутся на помощь Цокотухе


– Добрый день, Юрий Борисович. Вам звонит Наталья Николаевна. Скажите, пожалуйста, легко ли играть для детской аудитории?

– Играть для детей сложнее, чем для взрослых. Для взрослых можно сыграть «на автомате», а с детьми это не проходит: их не обманешь. Поэтому искренность должна быть стопроцентной.

– Детская публика весьма своеобразна. Наверное, ребятня «помогает» актерам советами, может посреди спектакля вскочить, поучаствовать в действии?

– Зал всегда переживает за своего героя. Дети обязательно реагируют во время прямого обращения в зал. Дети постарше вслух подсказывают актерам: «Правильно!», «Дай ему!» Но особенно переживают за героев малыши. Сочувствуют и пытаются помочь Дюймовочке, подсказывают, куда ей не нужно ходить, отговаривают выходить за крота замуж. А когда паук опутывает Муху-Цокотуху паутиной, из зала всегда рвутся ей помогать.

– Малыши – самые отзывчивые зрители. А легко ли увлечь подростковую аудиторию?

– С каждым годом подростковая публика становится все сложнее. Информационно они более развиты, чем их ровесники 10-15 лет назад, но при этом акселерация ничего хорошего не дает. Они становятся более жестокими. Бывает, приносят на спектакль пиво – мы отбираем его на входе, но сильно с ними не поспоришь. Иногда бросают во время спектакля неадекватные реплики. У нас есть довольно сложный для восприятия спектакль – «Дракон» по Шварцу: там непростые перипетии и взаимоотношения. Подростки трудно на него реагируют, хотя через 10-15 минут начинают прислушиваться. Тем не менее когда спектакль заканчивается – они хлопают, не отпускают со сцены актеров – это очень приятно. Значит, мы работаем не зря. Сегодня при отсутствии достойного уровня духовности театр должен вносить свою лепту, поэтому у нас нет спектаклей, которые несут что-то плохое. В любом случае всегда есть позитивная тенденция.

Режиссер запрещает актрисам курить


– Добрый день, Юрий Борисович. С юбилеем вас. Скажите, пожалуйста, а существуют ли возрастные ограничения для ТЮЗовских актеров?

– По сути мы обычный драматический театр, и хотя мы в основном играем сказки – возрастных ограничений нет. К тому же в спектаклях есть и роли бабушек. К сожалению, в прошлом году ушла из жизни наша гордость – Людмила Пруткина – ей было 70 лет. Она играла бабушек в «Снежной королеве», «Дне рождения кота Леопольда».

– Цыпленка или Дюймовочку сыграет не каждый. Как вы подбираете себе актеров? Есть ли какие-то ТЮЗовские «параметры» внешности?

– Есть категория актрис – травести, «вечные девочки» с соответствующей фактурой, которые играют и Дюймовочку, и цыпленка. Конечно, они должны выглядеть очень молодо: мелкие черты лица, рост, вес, комплекция, голос. Большую роль играет генетика. Я уже 40 лет в профессии, и сразу вижу, каким человек будет через 20 лет. Ошибаюсь очень редко.

Раньше я преподавал в институте искусств, сейчас читаю лекции в академии культуры, у меня есть актерский и режиссерский курсы. Около 80% актеров нашего театра – мои выпускники. Когда я набираю студентов (а на курсе, как и в театре, должны быть герой и героиня, вторая героиня и герой и т. д.) – бывают ученики, по которым сразу видно: это будущие травести. И если у них хорошие способности – я начинаю «подводить» их к своему театру. Конечно, все девушки хотят играть героинь. Но разве Дюймовочка – не героиня?

– Добрый день, Юрий Борисович. Интересно, что предпринимают травести, чтобы голос оставался по-детски звонким?

– Нет, это природа. Кроме того, я очень жестко борюсь с курением, от которого голос грубеет.

– А сколько лет травести может играть Дюймовочку или цыпленка?

– Законом предусмотрено, что через 20 лет работы травести может уйти на пенсию. Но ведь в театре есть и возрастные роли.

Детским актерам не дают звания


– Добрый день, Юрий Борисович. Расскажите, пожалуйста, как живется театру накануне юбилея.

– У отечественных театров много проблем, но у нас они – наиболее острые. Очень сложно с жильем, поэтому мы не можем взять к себе способных студентов. Финансирование театров, как и в советское время, происходит по остаточному принципу. Но в других театрах Украины финансирование все же 100%-ное: его хватает и на коммунальные платежи, и на постановочные нужды, и на зарплату. А у нас финансируется только заработная плата, да и то не полностью. А в следующем году средств будет еще меньше.

– А сколько зарабатывают актеры?

– Мы – самый низкооплачиваемый театр. Минимальная зарплата актеров – 1,5 тысячи грн., максимальная – 1,8. Работаем на износ, в дни школьных каникул даем по два спектакля в день. Устают не только актеры – изнашиваются декорации, костюмы. Театр вернулся в свое здание после пожара в начале 80-х годов, и с тех пор капитальный ремонт здесь не производился: у нас изношено и световое, и звуковое оборудование, в зрительном зале течет потолок. Не выдерживает никакой критики сценическая площадка: декорации прибиваются к полу гвоздями, и за десятилетия после многократного вбивания гвоздей планшет сцены буквально изрешечен. Мы пытаемся делать ремонт, но своими силами освоить такой объем работ не сможем – нужны капитальные вложения.

– Здравствуйте, Юрий Борисович. Меня зовут Алена. Слышала, у вас есть трудности с получением званий?

– Мы подаем документы на протяжении последних 12 лет, но пока бесполезно. Я не помню, когда последний раз кто-то из театра для детей и юношества получал звание. А ведь люди работают за небольшие деньги, но при этом никуда не уходят. Текучести кадров у нас нет. Звание – это в первую очередь признание на государственном уровне, и людей, которые его достойны, у нас много.

Личное дело

Старченко Юрий Борисович родился 27 января 1948 г. в Луганске. Сразу после рождения переехал в Харьков. В 1966 г. окончил харьковскую школу № 5. В 1970 г. окончил Харьковский институт культуры по специальности «режиссер самодеятельного драматического театра». 1970-1972 г.г. преподавал в Харьковском кульпросветучилище. В 1976 г. окончил факультет режиссуры драмы в институте искусств. После института до 1982 г. работал по направлению режиссером-постановщиком в Хмельницком музыкально-драматическом театре им. Петровского. До 1982 г. учился во Всесоюзном институте повышения квалификации работников культуры, стажировался в московском театре Ленинского комсомола. С 1985 г. по 1995 г. работал главным режиссером в Харьковском театре музкомедии. С 1986 г. по 1995 г. работал преподавателем в Харьковском институте искусств. С 1997 г. по сегодняшний день – главный режиссер Харьковского театра для детей и юношества. Параллельно преподает в Харьковской государственной академии культуры.
Женат, есть дочь и трехлетний внук.
Хобби – театр.