Красная икра в майонезных банках, говяжья печень без резолюции ветеринарной службы, колбаса неизвестного происхождения, мидии по-корейски, брошенные на произвол судьбы сбежавшим продавцом...

Участие в рейде по Центральному рынку со специалистами по защите прав потребителей надолго отбило охоту у корреспондентов «ВХ» лакомиться базарными разносолами.



Пока в администрации рынка шло официальное оформление документов на проверку, мы в сопровождении главного специалиста Харьковского областного управления по делам защиты прав потребителей Татьяны Николаенко отправились «на разведку». Активно изображая дотошных покупателей, мы торговались и пробовали базарные разносолы, а заодно записали и незаметно сфотографировали места с явными нарушениям: «кровянку» в мясных рядах (три точки), постное масло и молоко в пластиковых бутылках, корейские салаты домашнего приготовления, икру в майонезных баночках.

А вот в рыбных рядах «засланных казачков» уже «ждали» – вяленые лещи в компании с живыми раками оказались спрятанными под наспех накинутой на прилавки дерюжкой – успело-таки сработать «сарафанное радио».

«Кровянка» с прилавков исчезла бесследно



Вернувшись буквально через несколько минут в крытый рынок уже в составе комиссии, мы с удивлением обнаружили изрядно опустевшие прилавки. Так, бесследно исчезла из продажи кровяная колбаса. Идентифицировав торговку по сделанным фотографиям, спрашиваем: «Кровянку куда спрятали?».

– Нема кровянки, – разводит руками женщина.

– Неужели всю распродали? – не сдаются проверяющие.

– Так її у мене и не було, – отвечает, не моргнув глазом, продавец.

Кстати, в ветеринарной справке, подтверждающей, что мясо и сало прошли проверку качества, колбаса не значилась, то есть торговала женщина ею незаконно.

Рядом прилавок ломится от тушек домашних кроликов, кур, гусей и уток. Однако в экспертном заключении ветслужбы из всего ассортимента значатся лишь «куры битые». Зато продавец с соседнего торгового места, активно предлагающая покупателям куриные потрошки, встретила проверяющих «во всеоружии», предъявив экспертное заключение ветлаборатории, датированное... завтрашним числом.

В мясных рядах основным замечанием инспекторов было то, что в ветеринарном заключении печень, легкое, почки, вымя определялось одним словом «ливер».

– Непонятно, что именно из всего этого «ливера» побывало в лаборатории. Вполне возможно, что, допустим, печень прошла проверку качества, а вымя – нет, – замечает заместитель начальника отдела рекламы и услуг управления по делам защиты прав потребителей Лариса Кочан. – Кроме того, на этой продукции должно стоять клеймо, гарантирующее, что она прошла ветэкспертизу. Вы его видите?


Вопрос повис в воздухе, поскольку в рядах наметилось нездоровое оживление – вдоль прилавков (со стороны продавцов) ловко пробиралась какая-то женщина и лихо «клеймила» все, что попадалось под руку.

Красную икру можно пробовать банками


Кроме того, инспекторы обнаружили 19 мест, где идет бойкая торговля продукцией, запрещенной к реализации – салом копченым, колбасой домашней и ливерной, бастурмой, балыком, карбанатом жареным, ветчиной сочной натуральной.

– Кто производитель? Где вы берете продукцию?– интересуется Лариса Кочан и просит показать документы, подтверждающие качество товара и оплату «местового».

– На рынке покупаю и перепродаю, – признается торговка и показывает чек за рыночный сбор. – Образцы сдала в лабораторию, справки еще нет.


– То есть кем и где эта колбаса произведена – неизвестно, – констатирует специалист. – А взимание рыночного сбора без проведения санветэкспертизы этих продуктов фактически дает «зеленый свет» для реализации запрещенной продукции.

У прилавка, заставленного пол-литровыми и майонезными банками с красной икрой, на которых висят ценники – 310 грн. и 115 грн. соответственно, Лариса Кочан не сдержала удивленного возгласа: «Да-а-а, такого на Центральном рынке давно не было».

– Открываем жестяные и выкладываем в стеклянные, – ничуть не смутившись, объясняет происхождение деликатеса продавец. – Икра в этих банках – не на продажу, а на пробу. Да, люди пробуют из всех десяти банок.

Ее соседка выдвинула свою версию «доморощенной» расфасовки: мол «кота в мешке» в жестяных банках люди покупать боятся, а оценив качество икры сквозь стекло, разбирают моментально.

Естественно, документов, подтверждающих качество недешевого деликатеса, у продавцов не оказалось.

«Мамо, закрывайтесь!»


Мимо остро пахнущих корейских салатов пройти невозможно. Спаржевая фасоль и кальмары, мидии и грибы, свиные ушки и морковь – всего 18 наименований произведенных в домашних условиях закусок. Однако поинтересоваться качеством продукции, сроком реализации и местом изготовления оказалось не у кого – продавцы, бросив товар на произвол судьбы, скрылись в неизвестном направлении.

– Мамо, закрывайтесь! – услышали мы душераздирающий вопль, подходя к рядам с лотком, на котором были разложены лекарственные растения.

Однако, «мамо» замешкались, и нашему взору предстало не меньше сотни лоточков с лимонником и календулой, лепестками розы и плодами шиповника, снадобьями от геморроя и подагры, а также бутылочки с маслом зверобоя, можжевельника, чистотела; барсучьим, собачьим и медвежьим жиром, реализация которых вне аптечной сети запрещена.

– Информацию о выявленных нарушениях мы передадим в ветеринарную милицию, которая запрещенную продукцию изымает и утилизирует, – говорит Лариса Кочан.


Официальную информацию о результатах проверки читайте в номере «Вечернего Харькова» в ближайший вторник.