21 июня в Доме актера пройдет презентация нового альбома Александра Долгова и группы «Дождь». «Melopathia» — так называется новый альбом. Это альбом людей, которые всерьез и надолго больны музыкой. После довольно-таки продолжительного затишья блюзовый «Дождь» в ближайшую среду прольется в зале Дома актеров.
Когда-то Захар Май сказал: «Я толком не знаю, что такое русский рок... Вот русский блюз, к примеру, есть, его Чиж делает идеально, с моей точки зрения». Нечто подобное ныне российский блюзмен Сергей Чиграков в свое время сказал о харьковском коллеге словами одной из своих песен. Чижовская «Hoochie Coochie Man» была посвящена Александру Долгову — человеку с репутацией лучшего блюзмена Харькова и окрестностей.Его группа «Дождь», созданная вместе с другом и единомышленником Сергеем Куликовым в мае 1986 года, лихо обыгрывала ритм-энд-блюзовые стандарты и исполняла авторские композиции. Сам же
Долгов как вокалист и гитарист довольно быстро приобрел блюзовую репутацию. В СССР блюз, как вы сами понимаете, никогда не пользовался особенной популярностью. И на харьковской рок-сцене тогда преобладали группы, поющие песни острой социальной направленности; поэтому появление подобной группы было замечено сразу. «Антисоциальности» группе добавляло и то, что язык ее был совсем не советским: «Дождь» пел по-английски и правильное его название на тот момент — «The Rain». Делали ребята это принципиально, поскольку считали, что ритм-энд-блюз — явление «не наше» и на русском не звучит: во-первых, неудобно, во-вторых, нарушаются стилистика и энергетика. Это и понятно: ведь Долгов — профессиональный филолог-переводчик, и его дипломная работа была посвящена фонетике и лексике в негритянских блюзах.
В те годы «Дождь» выступал на всевозможных советских и зарубежных фестивалях вместе с Mick Taylor, Louisiana Red, Big Brother And The Holding Company.
В 1992 году «Дождь» принимал участие в фестивале «Блюз в России». В итоговую пластинку фестиваля вошла их кавер-версия композиции Артура Крадапа «That"s All Right».
Осенью того же года на студии SNC-Records группа «Дождь» записала свой первый альбом «Blues News».
В конце 90-х группа начинает осваивать и родной русский, ее музыкальный диапазон тоже расширяется. В репертуаре появляются лирические баллады, рэгги и фанк. В это время в группе начинаются серьезные ротации, которые и привели в конечном итоге к довольно-таки долгому музыкальному мол-чанию.
В 2005 году у Александра Долгова возникает идея записать сольник, тем более что материал к нему был уже давно готов, и начинаются поиски музыкантов для третьего возрождения группы. Можно было бы, конечно, пригласить студийных «сессионных» музыкантов, однако Долгову делать этого не хотелось. Хотелось создать что-то свое, родное. Над созданием вот этого, родного с Долговым начали работать известные харьковские музыканты Алик Шеев (бас), Анатолий Черножук (ударные), Дмитрий Егоренков (аккордеон). Они-то и вошли в состав нового «Дождя»: «У меня особенное отношение к ребятам, с которыми я сейчас работаю, — рассказывает Александр Долгов. — Мне очень легко с ними. У меня такое ощущение, как будто я вернулся на 20 лет назад, к своему первому составу. На самом деле мы давно хотели сыграть вместе, наверное, последние лет 15, и наконец это состоялось».
Несмотря на то, что торжества по поводу выхода «Melopathia» намечены на 21 июня в родном Харькове, своеобразная презентация уже состоялась — правда, в России. 7 июня ребята приняли участие в программе Дмитрия Долгова «Просвет». А пару дней назад Александр Долгов и группа «Дождь» опять уехали в Москву, теперь уже с концертом. Буквально за несколько минут до отправления поезда мы и встретились с ним и прямо на перроне разговаривали о новом «Дожде», новом альбоме и планах на будущее.
— Саша, вы опять в Москву. Где уютнее себя чувствуете — в России или в Украине?
— Один мой друг-грузин говорил, что у каждого человека есть ось. Наверное, моя ось проходит там. Энергетически, по ритму жизни Москва все-таки ближе. Харьков более вязкий. Однако я бы их не сравнивал: это два совершенно разных измерения. В Харькове классно жить, здесь много друзей, хорошая студия, но ездить и работать лучше туда. Есть и еще один интересный парадокс: многие команды получают признание на родине только прозвучав по-настоящему в Москве. Та же «5"Nizza» когда-то вообще здесь была никому не нужна, пока там не захлопали в ладоши.
— Чего в этом альбоме больше: все-таки блюза или, может быть, чего-нибудь другого?
— Melo в переводе — это музыка, pathia — болезнь, страдание. Мы больны музыкой, а в целом живы и здоровы. Это наш неологизм, музыкальное страдание, в том числе и блюз например. Человек, который знает творчество Эрика Клэптона и Питера Грина, услышит там явные блюзовые нотки.
— Как будете, извините за пошлое слово, «раскручивать» новый альбом?
— Играть побольше, потому что перерыв был немалый. И сейчас надо не то чтобы начинать с нуля, но набирать обороты. Ускорение получили, теперь нужно идти дальше. Ни о каких турах речь пока не идет. В нашей стране при той «стабильности», которая существует, я вообще боюсь загадывать. Вернее, я ничего не боюсь, я просто не хочу этого делать. Пока же приобрести альбом можно непосредственно на наших концертах.
В конце повторюсь еще раз: тех, кому нравится блюз и кто не пожалеет вечера на то, чтобы послушать его вживую, Александр Долгов и группа «Дождь» в эту среду ждут на сцене Дома актера.