Главный градостроительный документ Харькова — генеральный план развития города с 2004 по 2026 год — может быть подвергнут доработке.

Как сообщил глава постоянной депутатской комиссии горсовета по вопросам градостроительства, архитектуры и земельных отношений Виктор Бобровский, при ближайшем рассмотрении «красных линий» (линии ведущих магистралей города, линии прокладки сетей, за которые не может заходить строительство определенных объектов. — Прим. авт.), нанесенных на новый генплан, были обнаружены неточности и ошибки. В настоящее время архитекторам Харькова и разработчикам генплана предстоит внести в этот документ коррективы.
«Генплан зафиксировал определенные границы города, в результате началась интенсивная уплотнительная застройка, а при ней неизбежны конфликты. Можно было бы проанализировать вопрос, а не надо ли нам территориально расти за пределы города, как мы делали это каждые 20 лет. Начиная с послевоенного периода было разработано 5 генеральных планов и каждый предусматривал прирастание города одним жилым районом: так появились Новые дома, Павлово поле, Салтовка, Алексеевка», — поделился своими соображениями Виктор Александрович. Последний генплан не предусмотрел создания нового жилмассива, но так как город не может остановиться в своем развитии, застройщики шли самым приемлемым для них путем — путем строительства в наиболее престижных райо-
нах. Многих строительных конфликтов последнего времени можно было бы избежать, если бы в городе существовали официальные правила застройки и четкая система определения и закрепления границ придомовых территорий. Процедура оформления придомовых участков могла бы решить сразу две важные для города проблемы. Во-первых, увеличить поступления в городской бюджет, а во-вторых, не допустить конфликтов вокруг нежелательных строек. До тех пор, пока городские земли, к которым придомовые территории (тротуары, детские площадки, клумбы, внутриквартальные скверики) имеют самое непосредственное отношение, не принадлежат никому, то есть официально не закреплены за жильцами, ими может распоряжаться на свое усмотрение горсовет как орган, представляющий интересы территориальной громады. Но как уже не однажды показала жизнь, именем громады народные избранники могут такого наворотить, что народу долго еще будет не по себе. Да к тому же интересы простых людей и депутатов чаще всего разнесены на разные полюса.
Для урегулирования градостроительных и земельных вопросов недостаточно одного лишь генплана: к нему должны прилагаться правила застройки, детальные схемы транспортных потоков, отметил Виктор Бобровский. Что касается правил застройки, их написание почти два года назад было поручено юридической фирме «Инюрполис», но пока что ни глава профильной комиссии, ни его коллеги не видели этого важного во всех отношениях документа. Сегодня ситуация такова: нет правил, но есть определенные подозрения. Раз создание свода правил застройки настолько затянулось — значит это кому-то было выгодно.
«Господа чиновники не могут заниматься беспределом, когда у них в руках есть четкие правила застройки. Опираясь на них, чиновник может или выдать разрешение, или аргументированно отказать; тогда застройщик без обид уходит искать себе другой участок», — заметил глава комиссии. Уже в ближайшее время комиссия намерена выяснить, какова же все-таки судьба правил застройки — если они пишутся, то на какой стадии находится работа над ними. Правилам, когда они окажутся в распоряжении городских властей, еще предстоит пройти ряд экспертиз, обсуждение в депутатских комиссиях, с ними должна ознакомиться общественность. Только после этих процедур правила застройки будут приняты на сессии горсовета.