Те, кто устал от пыльного города, ежедневной суеты, а потому мечтает о море, солнце и пляже, – все это могут получить, не выезжая из Харькова. В галерее «АВЭК» открылась выставка самого романтичного художника-мариниста Ивана Айвазовского и троих его внуков.
Уже у входа в галерею чувствуется привкус соленого моря, морской ветерок, к телу прикасаются лучи знойного солнца. Подобное могут ощутить все, кто попадает в царство марин Айвазовского. Кстати, отдельные картины действительно пахнут морем, так как привезли их специально для этой выставки из феодосийской Национальной картинной галереи имени Айвазовского. Часть картин была взята из собрания Харьковского художественного музея.В 1854-1855 годах во время Крымской войны Айвазовский жил в Харькове на ул. Екатеринославской (ныне Полтавский шлях), а также на Основе в доме Валериана Квитки, племянника писателя Квитки-Основьяненко. Живя в Харькове, «поэт моря» не только занимался творчеством, но и участвовал в общественной жизни. Свидетели-современники рассказывали, что живописец частенько устраивал выставки в пользу раненых. Естественно, общественной деятельностью он занимался не только в Харькове. В родной Феодосии художник основал картинную галерею, одну из первых провинциальных галерей России, и первую в Крыму художественную школу-мастерскую. Кроме всего прочего, по его проекту в Феодосии были построены торговый порт, железная дорога и водопровод.
Во время харьковского «сидения» Айвазовский успел создать сорок картин. Одиннадцать из них сейчас хранятся в коллекции нашего художественного музея. Все эти полотна у самого Айвазовского купил местный коллекционер Алферов. В 1873 году картины вместе со всем его собранием унаследовал Музей изящных искусств и древностей Харьковского Императорского университета, а со временем они были переданы в художественный музей. К харьковскому периоду относятся картины-впечатления от путешествия по странам Западной Европы. Искусствоведы уверяют, что Айвазовскому удалось с безупречной точностью воссоздать те виды по памяти.
Директор художественного музея Валентина Мызгина, говорит, что на выставке совершенно по-новому посмотрела на картины.
– Всегда, когда картины попадают в другие условия, где иное освещение, иной интерьер, – они и воспринимаются совершенно по-другому. Я сегодня для себя открыла эти работы заново, хотя они мне знакомы уже более 35 лет. К тому же видеть в одной галерее работы внуков и деда ранее не приходилось.
Внуки великого мариниста (Михаил Латри, Алексей Ганзен и Константин Арцеулов) не добились такой известности и славы, как их дед, тем не менее, по словам искусствоведов, их работы заслуживают внимания. Картины внуков менее романтичны, но они полностью отвечают духу и стилю своего времени.
– Я не хочу сравнивать работы Айвазовского и его внуков, – говорит заведующая отделом художественного музея Ольга Денисенко. – У каждого свои особенности. Айвазовский писал в стилистике и манере своего времени. В конце ХIХ века меняется живописный стиль, живописный почерк. Картина уже является произведением декоративного искусства: широкие мазки, повышенная звучность света, поэтому работы внуков Айвазовского написаны согласно требованиям того времени.
По словам сотрудников галереи «АВЭК», на то, чтобы организовать эту экспозицию, ушло рекордно много времени – целых два года. Но судя по наплыву и реакции горожан, усилия явно того стоили. Наслаждаться морем в исполнении Айвазовского и его внуков горожане смогут все лето.