На днях ведущий актер и режиссер Харьковского академического драматургического театра им. Шевченко, драматург, художник, лауреат премии имени Леся Курбаса и многих международных фестивалей Эдуард Безродный презентовал себя как художник, причем с явными замашками террориста.

Философские работы взрывают «моск»


Выставка его работ «Это не картинки, а картинки» посвящена Всемирному Дню философии и проходит в рамках проекта «Визуальная философия». Автор пришел на презентацию в образе террориста – в увешанной всякими «железками» майке с прикрепленным к ней «взрывным устройством».

– Я собираюсь взорвать привычное представление об изобразительном искусстве, – объясняет Эдуард. – Мне очень нравится выражение Александра Довженко: «Нельзя потрясать других, не будучи самому потрясенным чем-то». Если это взрывает ваш мозг –знайте, что, делая это, я взрываю и себя. В это нужно вложить свои плоть и кровь, только тогда можно достичь успеха. Мои работы – это не картинки, на которые надо смотреть, их нужно видеть, а это две большие разницы, – объясняет автор. – Мы много смотрим, но мало видим.

Эдуарду Безродному удалось создать композиции из казалось бы не сочетаемых предметов, форм и реальностей. На его работах – засушенные жуки–рогачи, осы, стрекозы, ракушки, фото начала прошлого века, стрелки часов, детали приборов, стразы и фрагменты бижутерии, игрушечные человечки и вертолетики, пули, номерок от квартирной двери, тюбики из–под красок, птичий скелетик.

– Что-то покупаю, что–то нахожу, что–то делаю сам, – делится Эдуард Безродный. – Многие коллеги в театре, зная, что я этим занимаюсь, приносят интересные предметы, которые нашли у себя дома или на даче. А когда мне нужны были настоящие кристаллы Сваровски, нашлись люди, которые спонсировали их покупку.

Из всего этого изобилия Эдуард создает «задумчивые» фантазии с необычными названиями: «Кто-то, блин, ест небо, блин», «Они жили в этой квартире», «Разбитые гитары», «Мальчик в городе». Автор настаивает: его работы нужно читать – и тогда откроется связь между символами.

Большинство объектов сделано по ночам, когда совсем не спится. Причем никакого особого настроения для того, чтобы приняться за работу, автору не нужно.

– Я не человек настроения. Настроение у меня одинаковое: я всегда счастлив, – признается Эдуард Безродный. – А на работу меня вдохновляет пришедшее понимание. Я только исполнитель, автор – там, наверху. Мое дело – настроить ухо, чтобы услышать.

Актер хочет поделиться с миром «атомным» счастьем


На выставке представлено множество масок: тема многоликости близка Эдуарду Безродному, поскольку он прежде всего актер и полностью согласен с классиком, утверждавшим, что жизнь – игра.

– Я недавно нашел новый перевод привычной нам фразы Шекспира: «Мир – сцена, и у каждого есть роль». Мне он кажется точнее, – делится Эдуард.

Изобразительное творчество не только не отвлекает, но даже помогает работе в театре, считает он.

– Я потом поставлю все эти мизансцены и сыграю все эти образы в своих ролях, – улыбается актер. – Ведь то, что я создаю и в литературе, и в изобразительном искусстве – это все равно я.

К слову, Эдуард Безродный репетирует сейчас бродвейскую пьесу, которая будет называться «Примадонны» .

«Это не картинки, а картинки» стали первой персональной выставкой Эдуарда. Но ему уже поступили предложения презентовать работы в других галереях, в том числе и европейских. Счастливый, но постоянно взрывающий себя Безродный мечтает, чтобы его счастье разлетелось на мелкие атомы и поселилось в каждом человеке.

«Взрывоопасная» выставка продлится в харьковской муниципальной галерее до 22 ноября.