Дрожащие от холода или изнывающие от жары животные, выставленные на продажу на стихийном птичьем рынке возле Благбаза, у многих харьковчан вызывают жалость и желание немедленно их купить, обогреть и накормить.

Однако специалисты, еженедельно проводящие рейды по таким местам, предупреждают: приобретенные в подобных местах питомцы могут оказаться больными.

В выходные на стихийном птичьем рынке идет бойкая торговля животными – из багажников авто, ящиков, с земли и просто с рук. Здесь продают братьев меньших на любой вкус: откровенно «дворовые» котята и щенки соседствуют с собратьями сомнительной породистости, которых, впрочем, торгующие уверенно именуют вислоухими шотландцами, персами, сиамами, той-терьерами и кавказскими овчарками.


В будний же день здесь нелюдно. С машин не торгуют, а «коробочники» при виде сотрудников Центра обращения с животными и правоохранителей, которые их сопровождают, разбегаются в разные стороны. На асфальте остаются бесхозные ящики с живым товаром, на которых маркером написано «чихуа-хуа», «черный терьер», «ротвейлер» или просто «щенки».

На «рабочем месте» осталась только одна торгующая, хорошо известная всем проверяющим. У нее в «ассортименте» – с десяток щенков и котят. Белого щенка хозяйка уверенно «окрестила» лайкой, остальным животным породу «не пришьешь»: высунувшиеся из ящиков мордахи красноречиво свидетельствуют о неразборчивости их предков в связях.

– Ну, как всегда, – «приветствует» ее начальник отдела учета и регистрации Центра обращения с животными Александр Коваленко. – А ведь мы же вас предупреждали! Будем штрафовать.

– Я все понимаю, все сделаю. Обязательно перебазируюсь на птичий рынок, – не перечит торговка пушистой живностью. Стою тут уже 20 лет. Я понимаю, что поступаю неправильно, но деваться некуда: нужно кормить семью. На рассвете купаю своих питомцев, чтобы они были чистенькие и не пахли, сушу, кормлю и к 7 утра приезжаю сюда. Еду для них беру с собой, а чтобы не замерзли, кладу им грелочку и одеяльце – им же холодно.


«Нелегальный» товар недорог и пользуется спросом даже в будни.

– Прошу за них 10 грн. Дадут – хорошо, а нет – отдам за пять. С утра уже забрали собачку и двух котяток, – говорит продавец. – Обещали взять еще одну кошечку. Женщина сказала, что купит продукты на рынке и на обратном пути заберет.

Но далеко не все торговцы так милосердны к животным, как эта заботливая хозяйка. Юлия Шаповалова рассказывает, что ей часто звонят и сообщают о найденных на берегу Лопани трупиках котят и щенков, плотно завернутых в полиэтилен. Эти утопленники – на совести перекупщиков, которые за червонец берут у харьковчан щеночка или котенка на продажу.

На стихийном рынке нарушаются абсолютно все правила, уверен Александр Коваленко. Здесь торгуют незаконно, у продавцов отсутствуют ветеринарные документы о состоянии здоровья животных и свидетельства их племенной ценности или породности. Однако проверяющие не имеют реальных рычагов воздействия на торговцев: после окончания рейда они вернутся на свои места, а их будут увещевать снова и снова.

– Мы пресекаем процесс торговли и призываем людей задуматься о незаконности их действий, – говорит Александр Коваленко. – Ни одного нарушителя наказать пока не можем, поскольку законных оснований привлечь к ответственности нет.


В Харькове есть только одна «легальная» точка продажи четвероногих питомцев – птичий рынок, подчеркивают специалисты.

– На птичьем рынке мы контролируем соблюдение правил содержания домашних животных, проверяем, зарегистрированы ли животные, которыми там торгуют, – рассказывает Александр Васильевич. – Рынок соответствует по всем санитарным нормам и ветеринарным правилам торговли домашними животными. Там оборудованы места, проведена вода, есть ветеринарный врач, который следит за состоянием животных, проверяет наличие у торгующих ветеринарных документов.

Кроме того, если человек занимается разведением животных с целью их продажи (получения прибыли), предоставляет посреднические услуги по продаже животных – это квалифицируется как предпринимательская деятельность, объясняет директор Центра обращения с животными Юлия Шаповалова.

– Следовательно, он должен пройти регистрацию как предприниматель и заплатить налоги и сборы. Если же торговля животными осуществляется без регистрации субъекта хозяйствования, она должна проходить в специально отведенных местах, где взимается рыночный сбор, который идет в городской бюджет, как и налоги от предпринимательской деятельности, – объясняет директор Центра обращения с животными Юлия Шаповалова.

Но самый главный минус для покупателей в том, что на стихийном рынке можно запросто приобрести серьезно больное животное.

– Некоторые болезни передаются человеку, известны и случаи, когда люди покупали здесь щенков, которые умерли через несколько месяцев, – сетует Александр Коваленко.

Но люди, желающие завести домашнего любимца, часто предпочитают рискнуть, ведь время на то, чтобы доехать до «легального» птичьего рынка, есть не всегда, да и деньги на приобретение «клубного» животного найдутся не у всех.

– Мы купили Динку случайно, – вспоминает пенсионерка Алла Хижная. – Приехали на Центральный рынок за продуктами, проходили мимо ряда с животными. Увидели на руках у женщины хорошенького щеночка и ахнули. Женщина запросила 40 грн., но потом отдала за десятку. Привезли домой, и это «чудо» сразу стало «выдавать» такие горы глистов... Ветеринар сразу спросил: «На базаре купили? Там все собаки и кошки с глистами». Динку мы вылечили, вся семья ее обожает – она чудесная девочка!