Моя подруга регулярно «ходит» в астрал. Не опасно ли все эти медитации, гипноз и можно ли вообще «оттуда» не вернуться? Наталья Мельникова

Обычно «оттуда» возвращаются.

– Редко бывают гиперсомнамбулические состояния, которые продолжаются в течение нескольких часов, а иногда и суток. Затем, как правило, следует спонтанный выход, – уверяет главный психотерапевт Министерства охраны здоровья Украины, заведующий кафедрой психотерапии ХМАПО, доктор медицинских наук, профессор Борис Михайлов.

Специалист рассказывает, что испытывал медитативную технику на себе.

– Сначала погружался, но дальше становилось страшновато: выпрыгивал наружу, – делится Борис Михайлов. – Это похоже на ныряние на большую глубину: сначала захватывает, а когда уходишь все глубже – возникает, кроме физического дискомфорта, давление и опасение – а всплывешь ли? Зато когда резко меняешь курс и выбираешься из темноты и глубины, когда слои воды становятся все светлее и светлее, окончательно выныриваешь и делаешь первый вдох – возникает чувство счастья и приходит мысль: а что внизу было такого уж интересного?
Кроме того, увиденное «там» не всегда может обрадовать. Когда человек занимается самоисследованием, аутогипнозом, пытается проникнуть в собственное подсознание, осколками которого являются, например, сны, всегда возникают вопросы: «А стоит ли туда заглядывать? А если заглянешь – не увидишь ли там чего-то неожиданного? И если увидишь – сможешь ли потом с этим справиться?» Достаточно вспомнить «Капричос» Гойя. У художника были отклонения в психике, но он не был шизофреником. Скорее всего, у него был сифилис мозга в сочетании с алкоголизмом. Он рисовал то, что «там» видел, и, судя по «Капричос», лучше туда не глядеть. Внешний мир и жизнь прекрасны и эпикурейство куда лучше самокопания.