На Новый год решили преподнести теще в подарок блендер. Чудо-прибор она увидела в телемагазине и с тех пор мечтает о нем денно и нощно. Подскажите, пожалуйста, на что обращать внимание при получении заказа? Александр

С вашим вопросом, уважаемый Александр, мы обратились в Харьковское областное управление по делам защиты прав потребителей.

– К ним обращается множество людей с жалобами на нарушения субъектами хозяйствования прав потребителей при заключении договоров на расстоянии, – говорит заместитель начальника управления Татьяна Холод. – Зачастую потребителю не предоставляют документ, подтверждающий факт заключения договора, а также необходимую достоверную информацию, нарушая таким образом статьи 13 и 15 Закона «О защите прав потребителей» и требования Правил продажи товаров на заказ и вне торговых или офисных помещений, утвержденных приказом Минэкономики Украины от 19 апреля 2007 года № 103.

Итак, в соответствии с законодательством, в таком документе должна содержаться следующая информация:

- дата заключения договора;
- наименование и местонахождение продавца (исполнителя);
- наименование продукции;
- цена;
- срок исполнения работ (предоставления услуг), другие существенные условия договора;
- права и обязанности сторон договора.

При этом информация, которая должна предоставляться продавцом потребителю при реализации продукции по договору вне торговых и офисных помещений, должна содержать:

- наименование продавца;
- его местонахождение и порядок принятия претензии;
- основные характеристики товара;
- цену, включая плату за доставку и условия оплаты;
- гарантийные обязательства и другие услуги, связанные с содержанием и ремонтом товара, другие условия поставки или исполнения договора;
- минимальную продолжительность договора, если он предусматривает периодические поставки товара;
- стоимость телекоммуникационных услуг, если она отличается от граничного тарифа;
- период принятия предложений;
- порядок разрыва договора.

– Отсутствие указанного документа и информации приводит к тому, что управление по делам защиты прав потребителей не может применить меры к субъектам хозяйствования, к которому у потребителя возникли претензии, – предупреждает Татьяна Холод. – И наибольшей проблемой, с которой мы сталкиваемся в таких ситуациях, является отсутствие информации о наименовании и местонахождении продавца, поскольку провести проверку в таком случае невозможно.

Кроме того, специалист отмечает, что розыск объектов хозяйствования в полномочия управления по делам защиты прав потребителей не входит и ссылается на Положение о Государственном комитете Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики, утвержденное Указом президента Украины от 18.03.2003 г. № 225, и статью 26 ЗУ «О защите прав потребителей».

– К тому же, пользуясь мощным информационным влиянием, эти товары предлагаются по цене, в десятки и сотни раз превышающей рыночную, – обращает внимание Татьяна Холод.