Украина решила полностью избавиться от рекламы сигарет.


Соответствующий законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты (в части запрета рекламы, спонсорства и стимулирования продаж табачных изделий)» уже одобрен парламентом в первом чтении. Однако «табачники» уверены: нововведение украинцев от вредной привычки не избавит, зато приведет к засилью фальсифицированной и контрабандной продукции.

Сейчас реклама сигарет разрешена только в точках продаж и специализированных изданиях. Не запрещена также непрямая реклама и спонсорство мероприятий, просмотр которых недоступен лицам младше 18 лет. А вот на телевидении, радио и в печатных СМИ, на билбордах и транспорте расхваливать свою продукцию производители не имеют права.

Если же новый закон вступит в силу, реклама сигарет исчезнет и из розничных киосков и магазинов (кроме одного плаката 40 х 30 см в каждой точке с перечнем имеющихся в продаже сигарет и цен на них), и из Интернета. Также пачки сигарет пропадут с витрин и стендов возле касс супермаркетов. Табу будет наложено и на рекламные вкладыши в сигаретных пачках, и на бесплатную раздачу сигарет, зажигалок и брелоков, а также лотереи, конкурсы и спонсорство мероприятий.

Правда, ко второму чтению законопроект планируется доработать, поскольку в нынешнем виде он предусматривает даже запрет на упоминание журналистами в своих материалах табачных компаний и названий марок сигарет, что, по мнению председателя комитета по вопросам свободы слова и информации Андрея Шевченко, противоречит требованиям о свободе слова.

В свою очередь, производители считают «предложение о полном запрете коммуникаций о табачных изделиях в корне неверным».

– Законопроект отбирает у потребителя право получать любую информацию о продукте и лишает производителя возможности законно конкурировать, – говорит специалист по коммуникациям и связям с общественностью одной из крупнейших табачных компаний Анна Щирая. – Законопроект не решит проблему массового курения, зато законопослушные производители не смогут противостоять изготовителям подделок и контрабандистам, которым выгоден запрет информировать потребителя об изменениях продукта.

Кроме того, Государственный комитет по регуляторной политике и предпринимательству предлагает ограничить продажу сигарет. Так, законопроект «О внутренней торговле» предлагает осуществлять продажу табачных изделий в специальных помещениях, количество которых будет определяться исходя из количества жителей в зоне торговых объектов.

От комментариев по поводу этого документа производители пока воздерживаются.