Налоговый кодекс все-таки вводит налог на доход от депозитов, на недвижимость, снижает ставки налога на прибыль и НДС, а также дает широкие права налоговикам.

Бастовавшие предприниматели отвоевали свой злополучный «14 раздел», и документ практически не затронул систему упрощенного налогообложения. Тем не менее, осталось немало норм, которые повлияют не только на работу малого бизнеса, но и на рядовых граждан. 

Начнем с того, что отныне налог на доходы физических лиц будет уплачиваться по прогрессивной шкале. Если раньше для всех была единой ставка 15%, то теперь она будет применима для лиц с месячным доходом до 10 минимальных зарплат (сейчас это около 9200 грн.). У тех, кто зарабатывает больше, государство станет забирать 17%.
Кроме того парламент все-таки утвердил налог на доход от депозитов, он появится в 2015 году. И хотя его ставка сравнительно лояльна, пока на уровне 5%, вкладчики вряд ли обрадуются, и определенный риск оттока депозитов из банков все равно есть.
 
Утешиться можно разве что тем, что в некоторых странах вкладчики отдают государству до 30% своей прибыли. Правда, уже со следующего года снизится налог на дивиденды – с 15% до 5%. Это должно порадовать акционеров и пайщиков корпоративных инвестфондов.

С принятием Налогового кодекса введен и налог на недвижимость. Тем не менее, под его действие попадают пока только квартиры площадью свыше 120 кв.м и дома более 250 кв.м. Ставки налога определяются местными властями, но зажаты в определенных рамках. Для квартир площадью до 240 кв. м и домов до 500 кв. м пока ставка не может превышать 1% размера минимальной зарплаты/кв.м на 1 января отчетного года. Для квартир свыше 240 кв. м и домов площадью более 500 кв. м – до 2,7% размера минимальной зарплаты/кв.м на 1 января отчетного года. 

«Перекочевал» из ветированного президентом кодекса и «худеющий» налог на прибыль, который в течение 3-х лет будет снижен с 25% до 16%. Это же касается и налога на добавленную стоимость, ставка которого с 2014 года составит не 20%, а 17%. Другой вопрос, скажется ли это на ценах и облегчит ли карман потребителя – неизвестно. 

Ну и, безусловно, «упрощенка», которая и стала камнем преткновения после принятия первой редакции Налогового кодекса. «Единщики» остались при своем: изменения их практически не затронули. В итоге, предприниматели как и прежде смогут работать с максимальным оборотом до 0,5 млн.грн. в год, без кассового аппарата, нанимать до 10 человек и платить налог по максимальной ставке 200 грн., вместо 600 грн., которые были установлены ранее. Оставили «упрощенку» и юридическим лицам с оборотом до 1 млн.грн. и количеством наемных работников до 50 человек. 

Также исчезла и одиозная норма, которая накладывала ограничение более чем на 20 видов деятельности, которыми не смогли бы заниматься предприниматели, выбравшие упрощенную систему налогообложения. Под этот «секатор» попадали организаторы азартных игр, производство и розничная продажа подакцизных товаров, финансовая деятельность, риэлторы, юристы и бухгалтера, рекламисты, а также интернет-магазины, что попросту убило бы онлайн-коммерцию. В одобренном Януковичем кодексе этих граничащих с безумием норм, слава Богу, нет. 

Тем не менее, осталось одно очень неприятное ограничение, которое ударит по большинству предпринимателей. Речь идет о запрете относить в состав расходов затраты на приобретение товаров (работ, услуг) и других материальных и нематериальных активов у физлиц, которые работают на едином налоге. Получается, что если раньше предприятие закупало определенную продукцию у контрагентов, работающих на едином налоге, оно могло на сумму этих затрат уменьшить налогооблагаемый доход. Теперь этот механизм, увы, не будет работать. Поэтому часть компаний на общей системе налогообложения откажется от работы с «единщиками», а другая часть будет проводить их с «дружественными» контрагентами посредством схем, которые позволят максимально уйти от налогообложения. 

Правда, в качестве утешения Налоговой кодекс все же разрешает относить на затраты оплату товаров и услуг «упрощенцев», если они касаются информатизации, а также издержки на услуги консалтинга, маркетинга, рекламы от нерезидентов, если они не превышают 4% выручки. 

Ну и разумеется нельзя не упомянуть о драконовских полномочиях налоговой. Да, Янукович помог исключить из Налогового кодекса наиболее дискриминационные, по его мнению нормы, позволявшие нарушение презумпции невиновности налогоплательщика и затягивание административного ареста имущества. Кроме того, налоговикам запретили проводить выездные документальные проверки в случае, если компания-плательщик налога на прибыль 4 квартала подряд показывает убыток, а также если налогоплательщик не предоставил на запрос Налоговой исчерпывающий ответ или корректно заверенные копии затребованныз документов. 

Тем не менее, право на проведение проверок осталось практически неизменным, его регламентирует статья 75, а также ужасающая практически всех предпринимателей статья 80, которая, по сути, позволяет налоговикам проводить проверки без уведомления налогоплательщика. Никуда не делись и основания, которые дают право для такой проверки: например, если госорганы «настучат» налоговой о своих подозрениях (заметим, о доказательствах здесь речь не идет) в отношении законности работы предпринимателя, либо по «звонку» от обиженного потребителя. 

Тем не менее, хочется верить, что Рада будет постепенно вносить изменения в Налоговый кодекс, и все же некоторые все еще оставшиеся каверзные нормы (например, условия сотрудничества «единщиков» и компаний, платящих налог на прибыль) будут выкорчеваны из этого документа или хотя бы максимально отсрочены. 

Напомним, что 30 ноября 2010 года Виктор Янукович принял решение наложить вето на Налоговый кодекс. Но на саморм деле он предложил ВР сохранить лишь существующую систему налогообложения малого бизнеса. 2 декабря парламент принял в новой редакции Налоговый кодекс с учетом предложений главы государства. Янукович 3 декабря подписал Налоговый кодекс, принятый Верховной Радой с учетом внесенных главой государства предложений, а 4 декабря документ был опубликован в газете «Голос Украины».