Объемные деревья, выпуклые яблоки, тонкие, почти хрустальные рисунки и монолитные «ледяные» скульптуры – такое удивительные работы из витражного стекла пожаловали в Харьков из Львова.

16 декабря в галерее «На Плетневском» открылся совместный с творческим объединением «Ragazze sottomesso vetro» проект «Простор & Время». Свои работы презентовали студентки V курса отдела художественного стекла Львовской национальной академии искусств.


– Львовская школа стекла – самая сильная в Украине, со своими секретами и традициями. Львовское стекло побывало в США, во Франции, в Чехии, но его ни разу не привозили в Харьков, – рассказывает куратор проекта директор галереи «На Плетневском» Наталья Нечепуренко. – Раньше секреты витража были доступны только мастерам на итальянском острове Мурана. Они добавляли в стекло окислы металлов, и оно становилось разноцветным. Результат был уникальным и неожиданным: сам мастер не знал, что у него получится. Изысканное муранское стекло очень ценилось и было доступно только знати – королям, герцогам.

Но стеклянная муранская тайна просочились сквозь запреты. С шестидесятых годов прошлого века это искусство начали изучать во Львове: здесь построили печи, одну из них получила и Львовская национальная академия искусств.


Обычно витражи связывают с масштабным декором монументальных зданий. Львовские витражи могут стать отправной точкой интерьера и даже мировосприятия. Матовым стеклом, как картиной, можно украсить стену, а прозрачные витражи вешают на окна, чтобы смотреть на мир сквозь разноцветное великолепие. На выставке представлены практически все витражные техники. Кроме витражей, львовские девушки привезли вазы и другие предметы декора.

– Стекло нам дуют мастера, а мы занимаемся обработкой: спеканием, росписью, – рассказывает художница Роксолана Ходоба. – У меня в основном витражи со стилизованными деревьями: я их люблю.

– Я привезла работы, связанные с народными мотивами и украинской мифологией. Тоже работаю методом спекания, – делится Оксана Була. – Эта технология пришла из США: стекло подвергается термической обработке. Чтобы сделать, например, одну из таких работ, нужно вырезать куски стекла, расписать их и поставить в печь. Изделия спекаются при температуре от 740 до 800 градусов. Стекло плавится, но не переходит в жидкое состояние: его куски скрепляются между собой. Можно спекать между собой стекло разного цвета, и из разных оттенков можно сделать живопись.


Автор работ Елена Боровик между двумя слоями использовала вкрапления меди: этот металл при спекании с разным стеклом дает палитру цветов от красного до черного. Елена привезла в Харьков и стеклянных птиц, сделанных из тонких трубочек.


– Я работаю с монолитным стеклом, – говорит Марта Льода, автор похожих на лед философских скульптур. – Эта техника очень популярна в Европе и США. В форму засыпаются кусочки стекла, при высокой температуре оно расплавляется.
Полюбоваться львовскими стеклянными чудесами можно до 31 января.