Руководство ГАИ снова хочет ужесточить правила дорожного движения, в несколько раз повысив штрафы – согласно проекту документа, они будут составлять от 600 до 17000 гривен.

Внедрить изменения в жизнь в Госавтоинспекции обещают до конца 2011 года.

Пьянство за рулем сильно ударит по карману


Руководство ГАИ считает, что украинский Административный кодекс, в частности, статьи, касающиеся нарушений правил дорожного движения, слишком несовершенен и предлагает «пойти по пути Европы».

– Если говорить о самых серьезных нарушениях, то планируется, например, ужесточить ответственность за нарушение правил проезда железнодорожных переездов – штраф будет составлять 1700 грн., а если в течение года нарушение совершается во второй раз – 2720 грн. (сейчас – от 350 до 425 грн.), – перечисляет начальник пресс-службы департамента ГАИ Украины Евгений Кравец. – За управление автомобилем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения водитель легкового авто заплатит 3400 грн., маршрутки – 8500, бензовоза – 10500. При повторном нарушении штрафы увеличиваются вдвое (сейчас – от 2550 до 3400 грн.).

Особое место в новом документе занимают вопросы превышения скорости. По словам начальника пресс-службы департамента ГАИ Украины, новые правила отменяют принцип «надбавки» 20 км/ч к дозволенной на дороге скорости.

– Если водитель превысил скорость, он будет оштрафован. Причем размер штрафов будет меняться в зависимости от степени превышения: чем выше скорость, тем больше придется заплатить. То есть градация будет следующая: за превышение скорости до 10 км/ч, от 10 до 30 км/ч, от 30 до 50 км/ч и выше (сейчас нарушением считается превышение дозволенной скорости более чем на 20 км в час, штраф – от 255 до 340 грн.), – рассказывает Евгений Кравец.

Конфликт с инспектором грозит админарестом


Повысятся и остальные штрафы. За нарушение правил пользования ремнями безопасности придется заплатить 425 грн., (сейчас – от 51 до 85 грн.). Езда без талона ТО обойдется нарушителю в 510 грн., повторно на протяжении года – в 1360 грн. или лишение водительских прав на срок от трех до шести месяцев (сейчас – от 170 до 255 грн.). А нарушение требований дорожных знаков или разметки, правил проезда пешеходных переходов будет оценено в 510 грн. Если же при этом была создана аварийная обстановка – штраф увеличивается до 1700 грн. или водителю предстоит расстаться с правами на срок от 6 до 12 месяцев (сейчас штраф составляет от 255 до 340, а за нарушение, повлекшее за собой создание аварийной обстановки, нарушителю «светит» от 680 до 850 грн или лишение водительских прав на срок от 6 месяцев до одного года). Кроме того, недешевым удовольствием станут уличные гонки по дорогам ночного города – штраф будет составлять от 3400 грн. до 6800 грн.

При этом такого вида наказания, как устное предупреждение, больше не будет, уверяет начальник пресс-службы.

В новом документе планируется еще ряд ноу-хау. Так, на сумму штрафа теперь будет влиять категория автомобиля. Самое легкое наказание ожидает водителей легковых автомобилей, самое строгое – водителей, осуществляющих пассажирские перевозки и перевозящих опасные грузы.

Помимо этого, в новых правилах дорожного движения предусмотрены штрафы за «неправильную резину» – использование летних шин в мороз и наоборот. Также, согласно новому документу, все транспортные средства в зимнее время должны будут ездить с включенными фарами (ближний свет) круглые сутки. А на загородных трассах фары надо будет включать всегда, даже летом в дневное время.

Также в случае принятия новых правил будет запрещено перевозить детей до 12 лет без спецкресла (сейчас школьников можно перевозить на заднем сидении без него).

Водитель может пострадать и за умышленное препятствование исполнению служебных обязанностей инспектором ГАИ. Адекватным наказанием за это нарушение посчитали штраф в 680 грн. либо админарест до десяти суток. В документе также планируется ограничить права шофера и не запретить ему до требования сотрудника Госавтоинспекции самовольно выходить из автомобиля. Как объясняют в ГАИ, такая практика позволит обезопасить милиционера от возможной угрозы.

Таким образом, ПДД будут изменены примерно на 60%, говорят в ГАИ. Предположительно этот документ будет представлен на обсуждение Верховной Раде ориентировочно в апреле 2011 года.

Размер «денежного вознаграждения» возрастет


Водители, конечно же, не слишком рады новым правилам. Так, соучредитель харьковского общества автомобилистов «Автотим» Анатолий Бойко считает, что повышение штрафов скажется на размере взяток.

– Повышение штрафов для автолюбителей – болезненная тема. Ведь порядка на дорогах не прибавится, максимум – количество ДТП снизится на 2%. А вот тот факт, что изменится размер «денежного вознаграждения» инспекторов, неоспорим – платить придется в 2–3 раза больше.

Более того, фактов предложения взяток станет гораздо больше, считает инструктор автошколы Анатолий Залевский.

– Я за рулем более 30 лет, – говорит он. – И прекрасно понимаю, что наказывать за серьезные правонарушения – управление транспортным средством в нетрезвом состоянии, превышение скорости и езду на красный свет – необходимо. Но ставить такие штрафы просто бессмысленно – любому водителю будет проще попытаться откупиться, потратив тысячу гривен, чем платить штраф в размере 4-5 тысяч.

А директор общественной организации «Общество участников движения» Александр Ситенко, выступая за внедрение новых штрафов, настаивает, что этот процесс должен идти постепенно, с обязательным привлечением к обсуждению специалистов и общественных деятелей.

– Как показывает европейская практика, увеличение штрафов за нарушение ПДД благоприятно сказывается на уровне ДТП. Но любое нововведение должно быть тщательно проанализировано и изучено, – считает он. – У нас же зачастую все как раз наоборот. По моему мнению, документ на данный момент сыроват и нуждается в доработке.