Новое чудо техники – американский радар измерения скорости «TruCAM», разработанный совместно специалистами NASA и «Laser Technology», поступил «на вооружение» харьковских сотрудников ГАИ.

Прибор обещает стать головной болью для любителей быстрой езды и спасением от многочисленных жалоб и исков правозащитников для Госавтоинспекции.

Инспектор дорожно–патрульной службы Харькова Николай Грижак на сегодняшний день является единственным в городе, кто может работать с новым радаром. Для этого сотруднику ГАИ пришлось пройти специальные двухнедельные курсы.

– На данный момент в Харькове работает один новый радар, еще один – в области, – рассказывает Николай Грижак. – Прибор прошел государственную метрологическую аттестацию, то есть эксперты подтвердили его соответствие заявленным техническим характеристикам. На эти устройства у нас есть все необходимые сертификаты и разрешения. Пока он используется наравне с другими аналогичными радарами, такими как «Барсук», «Радис» и «Визир». 

ГАИ в 2011 году: какие сюпризы приготовлены для водителей

На сегодняшний день в Украине всего пять приборов TruCAM (данные на конец 2010 года; согласно данным на 04.01.12 харьковские работники ГАИ получили уже 8 приборов). Причина столь «точечного» использования устройств – высокая цена: стоимость одной «честной камеры» колеблется в пределах 100–125 тысяч гривен (для сравнения: на дорогах Франции установлено 1700 камер этой модели, в Италии – 1500, в Австрии – 1100).

Необходимость в таком сверхсовременном радаре возникла из–за многочисленных недоразумений, связанных с неверной фиксацией скорости транспортных средств отечественными моделями, а также отсутствием доказательств нарушений и частыми ошибками, говорят в ГАИ. Так, «письма счастья» с информацией о превышении скорости и начислении штрафов приходили владельцу другого автомобиля, который двигался параллельно или следом за авто, совершившем нарушение.

Теперь таких оплошностей не будет, уверяет Николай Грижак. Лазер четко захватывает цель, ставит на ней крестик и «ведет» это транспортное средство. В нужный момент начинается запись на видео, а затем происходит и фотофиксация в режиме реального времени.

– Основной отличительной чертой нового радара является наличие лазера, который позволяет четко определить и доказать, что именно указанный автомобиль превысил скорость. Видеокамера с помощью лазера захватывает транспортное средство за 500 метров и начинает следить за ним, а вблизи срабатывает фотофиксация с определением скорости, – объясняет инспектор.

Теперь «лихачам», любящим «утопить педаль газа» до предела, не отвертеться от справедливого возмездия, уверяют в ГАИ. Новый прибор практически исключает ошибки в фиксации нарушений.

В ГАИ Украины появилась своя «Арена»


«TruCAM» определяет расстояние до автомобиля с погрешностью в 5–7 метров, а в скорости транспортного средства может ошибиться только на 1–2 км. Кроме того, радар поддерживает связь со спутником и имеет GPS навигатор. То есть ни дату, ни число в приборе выставлять не надо – все это устройство делает самостоятельно, получая данные с орбиты. Единственная информация, которую сотрудники ГАИ вводят вручную, это личные данные инспектора: фамилия и имя, номер нагрудного знака и название подразделения.

– Водитель не сможет опровергнуть тот факт, что машина находилась в этот момент в этом месте, так как радар фиксирует широту и долготу точки, где находился автомобиль, и даже его номерной знак. Вся информация сбрасывается на встроенную карту памяти, – рассказывает Николай Грижак. – Помимо этого прибор умеет определять вид транспортного средства. Например, для скоростных мотоциклов прибор фиксирует превышение скорости в другом режиме.

Технология позволяет фиксировать скорость на расстоянии до 1200–1500 м. Но такая съемка будет неэффективной, ведь пучок лазера, который следит за авто и «захватывает» его, в этом случае слишком рассеян, объясняют в ГАИ. Нормальная фиксация транспортного средства начинается на расстоянии 500 метров, когда пучок лазера вдвое меньше – 12 см. Кроме этого, новый радар имеет большой запас памяти, что позволяет ему записывать до 40 тысяч фотографий в день.

По данным городского управления ГАИ, за день новый радар фиксирует в Харькове до 20 нарушений Правил дорожного движения. Он может работать в бесперебойном режиме до 15 часов, а за счет хорошей балансировки и цельного корпуса прибор не пропускает влагу, поэтому не боится любых метеоусловий.

Водители по отношению к новому устройству настроены более чем скептически.

– То же самое рассказывали и о «Визире», мол, суперэффективный радар, который не ошибается, а на практике оказалось, что он работает неправильно, – проводит параллели Михаил Стронов, водитель ВАЗ 2101. – Сколько споров было, но ведь ученые все же доказали, что он имеет серьезные недоработки.

– Да знаю я, как ГАИ работают с этими радарами, только две недели назад пришлось выложить круглую сумму за то, что я якобы превысил скорость, – возмущается Вадим Перелесный, водитель «Нива–Шевроле».

Однако Николай Грижак уверяет: прибор работает правильно.

– Многие водители при остановке транспортного средства пытаются доказать сотруднику Госавтоинспекции, что они не превышали скорости, дискредитировать новый радар. Но когда мы показываем видео, на котором зафиксировано, как именно радар определил превышение скорости, аналогии с «Визирем» сразу отпадают, – уверяет милиционер.