С Нового года вновь будут начислять пеню за долги по электричеству, теплу и воде. А увеличение детского пособия «съест» инфляция.
Закон «О внесении изменений в закон Украины «О государственной помощи семьям с детьми» относительно выплаты помощи при рождении ребенка»Этим документом прописано увеличение с 1 января 2011 года размера финансовой помощи родителям при рождении первого ребенка со стороны государства с 12,4 тыс. грн до 17,952 тыс. грн. Размер государственного пособия семьям, у которых родится второй ребенок, увеличен с 25 тыс. грн до 36,7 тыс. грн. А финансовая помощь для содержания третьего и следующего ребенка выросла с 50 тыс. грн до 73,4 тыс. грн. Одновременно увеличился размер разовой помощи, которая будет выдаваться сразу после рождения детей – с 4,8-5 тыс. грн до 7,344 тыс. грн. В то же время, сроки выплат основной части пособия остались прежними – 12, 24 и 36 месяцев, соответственно.
Вступившие в силу изменения касаются также усовершенствования схемы начисления финансовой помощи в случае рождения ребенка. Так, если до 1 января законодательство предусматривало фиксированную сумму пособия, то в принятом законе размер финансовой помощи зависит от минимального прожиточного минимума, предусмотренного для детей, возрастом до 6 лет. В частности, документ предполагает, что сумма пособия при рождении первого ребенка будет равна сумме 22 прожиточных минимумов, второго – 45, а третьего и следующего – 90. При этом сумма разовой выплаты, выдающейся сразу после рождения ребенка, отныне равна 9 прожиточным минимумам. Таким образом, с увеличением последнего будет расти и сумма выплат помощи государства при рождении ребенка.
Вместе с тем, необходимо отметить, что последний раз столь ощутимое повышение государственной помощи по уходу за детьми было предусмотрено в бюджете на 2008 год. Тогда размер выплат вырос примерно на 44%. Но, по факту, увеличение пособия при рождении ребенка тогда и теперь имеет относительный характер на фоне динамики роста инфляции. К примеру, общий индекс инфляции за 2008 и 2009 годы составил 34,6%, плюс еще по меньшей мере 9% в 2010 году. В итоге, повышение помощи на содержание детей номинально составит лишь 2-4%. Все остальное «съест» повышение цен.
Закон «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование»
Основным нововведением документа, вступившего в силу с 1 января 2011 года, является введение единого взноса вместо страховых взносов, которые ранее платились в 4 фонда социального страхования: Пенсионный фонд, Фонд общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы, Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также Фонд социального страхования по временной утере трудоспособности.
При этом перерегистрация плательщиков страховых взносов и застрахованных лиц осуществляться не будет. Предполагается, что Пенсионный фонд совместно с фондами соцстрахования самостоятельно проведут сверку плательщиков страховых взносов.
Кроме того, документом четко определяется, что единый взнос не регулируется налоговым законодательством.
Следует отметить, что к плательщикам единого взноса принадлежат, среди прочего, самозанятые лица, физлица, осуществляющие работы по гражданско-правовым договорам, а также физлица-предприниматели на упрощенной системе налогообложения. Закон также предусматривает возможность уплаты единого взноса на добровольных началах гражданами, работающими за пределами Украины. Кроме того, законом закреплена норма, которая дает право членам фермерского или личного крестьянского хозяйства добровольно участвовать в страховании на случай безработицы.
База начисления единого взноса, согласно документу, определяется в зависимости от категории плательщиков единого взноса и почти не отличается от отмененной базы начисления страховых взносов. Базовый отчетный период при этом составляет один месяц.
Ставки единого взноса складываются из действовавших до Нового года ставок начисления взносов во все фонды соцстрахования. К примеру, размер единого взноса с заработной платы наемных работников сохранился в ранее существовавших пределах – 3,6% заработной платы (2% – в Пенсионный фонд, 0,6% – в Фонд социального страхования на случай безработицы, 1% – в Фонд социального страхования по временной утрате трудоспособности).
А для работодателей размер единого взноса отныне варьируется в зависимости от вида деятельности и определяется по классам профессионального риска производства: от 36,76% базы начисления единого взноса (1-й класс профессионального риска производства) до 49,7% (67-й класс риска производства). Однако для ряда плательщиков предусмотрены специальные ставки. К примеру, для бюджетных учреждений она составляет 36,3% базы начисления, а для физлиц-предпринимателей, в том числе находящихся на упрощенной системе налогообложения, и самозанятых лиц – 34,7%.
Закон «О внесении изменений к статье 30 закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине»
Данный закон, вступивший в силу с 1 января 2011 года, обязывает собственников всех парковочных площадок, в том числе и расположенных возле административных зданий, а также на улицах населенных пунктов, выделить для бесплатной парковки легковых автомобилей инвалидов не менее 10% имеющихся мест.
Кроме того, на всех автостоянках независимо от формы собственности должны быть выделены места для стоянки автомобилей инвалидов. При этом количество выделяемых мест на автостоянках должно быть еще установлено органом местного самоуправления. Впрочем, и сам порядок предоставления вышеуказанных льгот инвалидам должен быть утвержден Кабинетом министров.
Закон «О внесении изменений к закону Украины «О научной и научно-технической деятельности»
Документ вступил в силу с 1 января 2011 года и включает в счет стажа научной работы, кроме прочего, время обучения в докторантуре при условии дневной (очной) формы обучения. Ранее в стаж научной деятельности засчитывались только годы обучения на дневной форме в аспирантуре и адъюнктуре.
Закон «О внесении изменения в статью 2 «О временном запрещении взыскания с граждан Украины пени за несвоевременное внесение платы за жилищно-коммунальные услуги»
Согласно документу, с 1 января 2011 года утратил силу закон «О временном запрещении взыскания с граждан Украины пени за несвоевременное внесение платы за жилищно-коммунальные услуги», принятый в 1996 году. Тогда временный мораторий был принят в связи с невыполнением государством своих обязательств по выплате заработной платы, пенсий, стипендий и других денежных выплат населению.
Отдельным постановлением парламент поручил правительству на протяжении 1 квартала текущего года обеспечить ликвидацию задолженности по зарплате на предприятиях всех форм собственности и предоставить народным депутатам соответствующую информацию до 1 апреля 2011 года.
Как известно, до 1996 года пеня начислялось в размере 0,01% общей суммы долга за 1 день просрочки, но не больше чем сама задолженность. Размер пени, которая отныне будет взиматься с граждан, еще не утвержден, однако проект Жилищного кодекса, который парламентарии могут принять уже в феврале, предусматривает размер пени на уровне 0,1% задолженности за день просрочки.