Сегодня редкий любитель кино узнает в этом 77-летнем солидном мужчине Митрича из «Трактира на Пятницкой» или водителя из «Джентльменов удачи».
Хотя многие подумают, что наверняка где-то его видели, – внешность актера Владимира Приходько и по сей день соответствует востребованному киношному типажу советской эпохи. Оказывается, яркий, улыбчивый и статный Владимир Иванович – наш земляк.За его плечами – съемки в полусотне фильмов, работа с именитыми режиссерами и знаменитыми актерами. Однако в юности будущий актер даже мечтать не смел об этой профессии.
– В 1951 году я пошел учиться на повара в Харьковскую торгово-кулинарную школу, – вспоминает Владимир Иванович. – Напротив находился театральный институт, и я постоянно поглядывал на это здание и прикидывал, каково было бы там учиться. Но чтобы поступить туда, нужно было окончить десять классов, а у меня аттестата не было.
После окончания кулинарной школы Владимир Приходько устроился работать на завод и параллельно начал посещать вечернюю школу. Однако, окончив десять классов, в институт он так и не попал – проходя мимо театра им. Шевченко, увидел объявление о наборе в театральную студию.
– Помню, вместе со мной экзаменовался певец Вадим Мулерман. Ему сказали: «Знаете, Приходько поет не хуже вас, но он еще и драматический актер. А вам лучше бы пойти на эстраду».
Бондарчук отбил охоту общаться с режиссерами
Во время учебы Владимир Приходько выделялся среди «коллег» певучестью и колоритной внешностью, благодаря чему уже в студенческие годы познакомился с кинематографом поближе.
– Меня пригласили на Киевскую киностудию сниматься в фильме «Крепость на колесах». И режиссер, и сценарий, и сам фильм были никудышные и ни для кого интереса не представляли, но поскольку я только начинал тогда, мне казалось, что все идет отлично. У меня была небольшая роль, где надо было петь. И симфонический оркестр, который мне аккомпанировал, одобрил мое исполнение. Кстати, именно во время этих съемок я понял, что моя внешность подходит для кинематографа – простое мужицкое лицо, на которое можно наложить любой грим.
После окончания харьковской студии, Владимира Приходько в 1961 году распределили в Симферопольский драмтеатр, но актер решил там не задерживаться и вскоре рванул в Москву.
– Сразу же по приезде отправился на «Мосфильм». Оказывается, моя фотография там уже была, – рассказывает он. – Более того, они были во мне заинтересованы. Но поскольку у меня не было определенного места жительства и телефона, то и приглашений сниматься не поступало – проще было пригласить кого-то другого, чем разыскивать меня. Я полгода не имел постоянной работы, жил на съемных квартирах и подрабатывал в театре им. Станиславского на каких-то одноразовых ролишках. И только в конце июня 1962 года меня вызвали в «Мосфильм» на съемки фильма «Оптимистическая трагедия». Я им сделал такого матроса, что режиссер Самсонов был очень доволен, постоянно повторял: «Вот это типаж!».
А после «Оптимистической трагедии» Владимира Приходько пригласил на съемки фильма «Война и мир», где ему предстояло сыграть солдата-запевалу, известный режиссер Сергей Бондарчук. Эта встреча обернулась для актера разочарованием.
– Сергей Бондарчук – хороший режиссер и актер, но особых душевных качеств я в нем не увидел. Именно он отбил у меня охоту общаться с режиссерами и предлагать им свою кандидатуру. Я как-то подошел к нему и спросил, не намечается ли у него для меня работы. На что Бондарчук отрезал: «Надо будет – позовем». Хотя позже я видел в его фильмах те роли, которые мог бы сыграть, он меня почему-то не приглашал, а сам я решил больше не обращаться. Недаром говорят, что наглость – второе счастье, это правда. Как-то Олег Басилашвили после съемок у Рязанова подошел к Эльдару и сказал: «Я хочу сниматься у вас всегда. Дайте слово, что будете меня приглашать». Тому пришлось пообещать, и Басилашвили по сей день снимается в его фильмах.
Москвичи часто принимали актера «за своего»
Запечатлелась в памяти Владимира Приходько и совместная работа со знаменитой харьковчанкой Людмилой Гурченко.
– Мы вместе работали в фильме «Соль земли» – я играл жандарма, а она любовницу главного героя. Фильм снимался во время ее творческого застоя: Люду никуда не приглашали, видимо, поэтому она согласилась на эту роль. Но для нее это была незначительная работа, – рассказывает он. – Помню, она постоянно следила за фигурой. Во время обеда мы ходили в столовую и плотно ели, а она садилась в уголке, вытаскивала бутылку молока с булочкой – вот и весь ее обед.
А вот съемки в «Джентльменах удачи» Владимиру Ивановичу запомнились не особенно.
– Я играл водителя, но со знаменитой троицей пообщаться не удалось, – говорит он. - Меня вызвали на площадку, отсняли эпизод, и я ушел.
Играть Владимиру Приходько приходилось не только на съемочной площадке, но и в жизни. Москвичи частенько путали его со своими знакомыми.
– Помню, иду по Арбату – а навстречу мне мужчина, – рассказывает актер. – Увидел меня, протянул руку: «Здорово, Коля! Куда направляешься? Слушай, мы сегодня уезжаем на дачу, жена побежала вызывать грузовое такси. Не поможешь погрузить вещи?» Я подумал: «Ладно, чего ж не помочь?», – и подыграл ему. Приходим, он выставляет бутылку, закуску и предлагает выпить, пока нет супруги. Но только пригубили — она тут как тут. Мужик несется ей навстречу: «Посмотри, какой у нас гость!». И я вижу, что жену прямо перекосило. Она потянула мужа на кухню и давай его отчитывать, мол, какой же это Коля. Я понял, что мне тоже сейчас достанется, и тихонько ушел.
Вячеслав Тихонов помог «выбить» зарплату
Сегодня Владимир Приходько относится к прошлому легко, без сожаления и обиды. Разве что немного жалеет о том, что так и не снялся в главной роли. Говорит, среди актеров подобного типажа он был не на первых позициях.
– На киностудиях были картотеки с фотографиями, по которым ассистенты режиссеров подбирали актеров, – объясняет Владимир Иванович. – Диалог при этом происходил примерно такой: «Мы снимаем фильм «Трактир на Пятницкой», появилась новая роль, надо искать человека. Может, пригласим Ивана Рыжова?». Режиссер говорит: «Да нет, он уже старый. Давайте Пуговкина пригласим». – «Он же комедийный актер. Давайте лучше Приходько пригласим». То есть я был не в первом и даже не во втором эшелоне.
Впрочем, после отбора Владимир Иванович все же «вписался» в фильм «Трактир на Пятницкой» и сыграл бармена Митрича, параллельно участвуя и в других съемках.
Однако, несмотря на практически постоянную занятость, зарплата, по словам Владимира Приходько, оставляла желать лучшего. И только у звезд вроде Евгения Леонова, Армена Джигарханяна, Вячеслава Тихонова дела обстояли по-другому. Все зависело от так называемой категории актера, которая присуждалась с учетом значимости сыгранных ролей и стажа работы.
– У тех, кто снимался в главных ролях, ставки были больше, – говорит актер. – Я же появлялся в эпизодах, играл маленькие роли, поэтому рассчитывать на большую зарплату не мог. Для сравнения: в то время, как я получал 25 рублей за съемочный день, актеры первой категории зарабатывали 50 рублей.
Однажды Владимир Иванович, как он сам говорит, «набрался наглости» и подал документы на присвоение ему второй категории (таким актерам платили 37,5 руб./день). Когда он рассказал своему товарищу Вячеславу Тихонову, который заседал в комиссии по назначению категорий, о том, что подал документы, тот ответил: «Можешь не волноваться, тебя уже утвердили».
– Так мне дали высшую, вторую категорию. Но поскольку съемочных дней у меня не много, то и зарплата была соответствующая, – вспоминает Владимир Приходько. – А потом грянула перестройка. Я понял, что в Москве мне ждать нечего, и приехал в Мерефу, в дом матери.
По словам актера, после возвращения на родину связь с московскими коллегами полностью оборвалась. В перестроечные времена даже именитым актерам было нелегко и уж точно не до того, чтобы помогать в трудоустройстве менее известным товарищам.
– Я частенько бываю в Москве, езжу в гости к дочери. Зашел как-то на «Мосфильм», а там совсем новые лица. Как себя предлагать, кому? – сетует актер. – Пенсию мне дали, но на нее прожить в Москве трудно, а здесь – более или менее. Так что я до сих пор являюсь гражданином России и прописка у меня московская, но живу здесь.