В Верховной Раде зарегистрирован законопроект №7455 «О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы».

Главная цель реформы заключается в создании справедливой пенсионной системы и обеспечении достойной старости граждан, уверяет правительство. Народ же свое мнение по поводу глобальных изменений в жизни пенсионеров сможет высказать после праздников – в ходе всенародного обсуждения нововведений.

По словам доцента кафедры уголовного права НЮА им. Я. Мудрого Анатолия Тарасенко, пенсионная реформа – это большой шаг вперед после пятнадцатилетнего топтания на месте. Необходимость изменений назрела давно -- работающий люд уже не в силах прокормить пенсионеров.

– Сегодня на одного работающего приходится один пенсионер, -- отмечает эксперт. -- Однако фактически дело обстоит еще хуже. Потому что пенсионер говорит государству «дай» – и ему необходимо обязательно дать. При этом далеко не каждый работающий платит взносы в Пенсионный фонд. Например, если предприятие простаивает или украинец трудится за границей, отчислений в ПФ нет. То есть сегодня определенное количество человек работают «вхолостую», но когда придет время – все скажут «дай».

Женщин ждет повышение пенсионного возраста


Самый дискуссионный вопрос реформы – повышение пенсионного возраста. Основным аргументом «против», как правило, называют низкую продолжительность жизни украинцев. Между тем ожидаемая продолжительность жизни для мужчин в Украине при достижении шестидесятилетнего возраста составляет 14 лет, для женщин при достижении 55 лет длительность жизни -- 25 лет, что является наивысшим показателем среди других стран (Великобритания – 23 года, Италия – 24,9, Германия – 20,9, Словатчина – 18, Венгрия – 20 лет), отмечают в пресс-службе Министерства социальной политики, ссылаясь на научные исследования.

Итак, в Украине пенсионный возраст для женщин решили повысить с 55 до 60 лет. Начиная с февраля 2011 года и до 2020 года его планируется увеличивать ежегодно на шесть месяцев. Таким образом, в 55 лет смогут выйти на пенсию женщины, рожденные до 31 января 1956 года. Родившиеся с 1 февраля по 31 июля 1956 года пойдут на пенсию в 55 лет и 6 месяцев, с 1 августа 1956-го по 31 января 1957-го – в 56 лет, а с 1 августа 1960 года и позже – уже в 60.

Между тем более поздний выход на заслуженный отдых женщинам все же решили компенсировать. Те, кто родился в период с 1 февраля 1956 года по 31 июля 1960 года, после выхода на пенсию получат дополнительную надбавку в размере 2,5% за каждые «лишние» шесть месяцев.

Кроме того, постепенно планируется повысить возраст для женщин, не имеющих права на пенсию, которые получают государственную социальную помощь, с 58 до 63 лет.

Мужчины же по-прежнему будут выходить на заслуженный отдых в 60 лет. Правда, не все – для госслужащих пенсионный возраст планируют увеличить до 62 лет.

«Минималку» получат не все


Минимальный стаж для получения социальной пенсии по возрасту (50% минимальной) планируется повысить с 5 до 15 лет.

Собираются увеличить и нормативную длительность страхового стажа для назначения пенсии по возрасту в минимальном размере: для женщин – с 20 до 30 лет, для мужчин – с 25 до 35. При этом «за каждый полный год страхового стажа свыше 35 лет мужчинам и 30 лет женщинам пенсия по возрасту увеличивается на 1% от размера начисленной пенсии, но не более чем на 1% от минимального размера пенсии по возрасту», говорится в законопроекте. С 1 декабря 2010 года минимальный размер пенсии составляет 734 гривны, таким образом, за каждый лишний год работы сверх стажа человек получит 7 гривен 34 копейки.

Как разъяснили в пресс-службе Минсоцполитики, эта норма распространяется лишь на пенсии, которые будут назначены впервые после вступления в силу закона. Ранее назначенные пенсии будут выплачиваться в установленных размерах без каких-либо ограничений. Кроме того, вновь назначенные пенсии будут рассчитываться по более высокому показателю средней зарплаты, а превышение размеров ранее назначенных пенсий уже сегодня достигает 70%.

Бюджетникам помогут материально... единожды


Специальные пенсии тем, кто имеет право досрочного выхода на пенсию (милиция, военные, СБУ), будут назначаться лишь после достижении общеустановленного пенсионного возраста – в 60 лет. Начиная с 1 февраля 2011 года и заканчивая 1 февраля 2015-го срок выслуги для такой пенсии будет ежегодно повышаться на один год. То есть офицеру, который выходит на пенсию до 31 января 2011 года, нужно прослужить минимум 20 лет, а с 1 февраля 2015-го – уже 25.

Бюджетникам при выходе на пенсию предлагают выплачивать материальную помощь в размере десяти месячных пенсий. А максимальный размер пенсии хотят установить на уровне 12 прожиточных минимумов для лиц, утративших трудоспособность (с 1 января 2011 года – 9000 гривен).

Размер средней заработной платы, которая учитывается для назначения пенсии, будет определяться за три календарных года, предшествующих году обращения за назначением пенсии (сейчас – за один последний год), а перерасчет пенсии проводится из средней заработной платы, по которой назначена пенсия.

Перерасчеты пенсий работающим пенсионерам, которые получают выплату за выслугу лет, планируется проводить только после достижения пенсионного возраста. А повышения надбавки за сверхурочный стаж и доплаты к прожиточному минимуму при его увеличении работающим пенсионерам будут проводить только после увольнения с работы.

Каждый пенсионер получит персональную надбавку


Вторым этапом пенсионной реформы должно стать внедрение накопительной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования. Предполагается, что у каждого работника, которому на дату введения системы исполнилось не больше 35 лет, появится персональный счет, куда работодатель будет ежемесячно переводить часть начислений на его зарплату. Размер страхового взноса планируется установить в размере 2% с последующим его ежегодным повышением на один процентный пункт до 7%. То есть те, кто больше зарабатывает, будут иметь большую персональную надбавку к пенсии. Сейчас же все 37% начислений идут «в общий котел» Пенсионного фонда. Администрирование страховых взносов накопительной системы, согласно документу, предполагается осуществлять через ПФ.

– При государственном обязательном пенсионном обеспечении в государственный ПФ каждый трудящийся отчисляет часть своего заработка для нынешних пенсионеров в надежде на то, что наши дети – когда мы будем пенсионерами -- отдадут часть своего заработка на обеспечение нашей старости, – говорит Анатолий Тарасенко. – На самом деле это величайшая иллюзия. Во-первых, этих денег никогда не хватало для того, чтобы выплачивать пенсии всем и вовремя, и государство добавляет туда не один и не два миллиарда гривен ежегодно. Во-вторых, если человек не доживает до «светлого будущего», средства, отчисляемые им в ПФ, он «теряет». Идея же второго уровня пенсионной реформы заключается в том, чтобы хотя бы часть этих денег «приватизировать», то есть сделать их не государственными, а только вашими. Стало быть, человек получит возможность распорядиться ими по своему усмотрению – получить, завещать, инвестировать и получить прирост. Иными словами, эти средства должны будут работать во благо того человека, который их накопил.

Такая система общеобязательного государственного пенсионного страхования начнет работать с того года, когда будет обеспечена бездефицитность бюджета Пенсионного фонда Украины.

– Но о бездефицитности ПФ пока можно только мечтать, – считает юрист. – Но все же я надеюсь на то, что накопительная система будет внедрена в жизнь как можно быстрее.

Выскажи свое мнение


Граждане и общественные организации могут отправить замечания и предложения по поводу законопроекта в Министерство социальной политики по адресу: 01001, г. Киев, ул. Эспланадная, 8/10, либо по электронной почте: press5@mlsp.gov.ua или pensreform@mlsp.gov.ua. А также позвонить по телефону «горячей линии»: 0-800-500-392 (в рабочие дни с 9 до 18.00, все звонки по Украине – бесплатные) или контакт-центра ПФУ: 0-800-503-753, (в будни – с 8.00 до 20.00, в субботу – с 8.00 до 14.00, воскресенье – выходной).