Настоящий плач Ярославны развернулся сегодня вокруг харьковского ЖКХ. Причин «убиваться» у местных государственных мужей более чем достаточно: на сегодня 60% коммунальной инфраструктуры города изношено, 46% жилых домов нужно реанимировать, с электротранспортом, дорогами, лифтовыми хозяйствами примерно такая же ситуация. Нужно полностью изменить отношения между заказчиком услуг и исполнителем, считают городские власти.
Следить за изменением этих отношений, вернее, наставлять ЖКХ на путь истинный в виде рекомендаций будет постоянная депутатская комиссия по вопросам ЖКХ и благоустройства инфраструктуры города. «Сегодня в жилищном фонде у нас наблюдается совершенно бестолковая картина, — комментирует председатель комиссии Михаил Буденный. — Правила игры не установлены. Не разделены функции заказчика и исполнителя. У нас напрочь отсутствуют взаимоотношения субъектов хозяйствования и потребителей их услуг. Например, чтобы поставить элементарный счетчик, нужно обращаться как минимум в три организации».По поводу бестолковости трудно не согласиться с Михаилом Михайловичем: 2% домов находятся сегодня в аварийном состоянии, моральный и технический износ городского электротранспорта — 80%, половина дорог и улиц требует капремонта, а вывозить мусор скоро уже будет просто некуда — Дергачевская свалка переполнена.
Начать реконструировать систему комиссия решила с лифтового хозяйства. Толчком к этому, по признанию Михаила Буденного, стал трагический случай падения ребенка вместе с лифтом. Как говорится: пока гром не грянет — мужик не перекрестится.
Сегодня в Харькове работает 6440 лифтов. Из них 42% отработали нормативный срок и требуют экспертного обследования. На все это нужно около 1 млн. гривен. В мае горисполком уже выделил на лифтовое хозяйство 2,2 млн., обещает подкинуть еще 1,4 млн.
Однако, по словам, Михаила Буденного, подобными подачками сыт не будешь. Нужно полностью менять инфраструктуру, приглашая на этот рынок тех, кто может и хочет работать. Сегодня же в Харькове работает 9 организаций по обслуживанию лифтового хозяйства. У многих один механик обслуживает 60 лифтов при норме 10-15 лифтов на одного работника.
Понятно, что вопрос о качестве при таком раскладе просто снимается. Плач же лифтовиков по поводу недостаточного финансирования Михаил Михайлович считает неправомерным. Если не устраивают, мол, условия, уходи с рынка, а на твое место придут другие. Правда вот, придут ли? — этот вопрос остается открытым.
Еще одна «дозревшая» проблема — Дергачевская свалка. За последние три года туда при норме 3 миллиона было вывезено 3,6 миллиона кубов мусора.
Свалку нужно срочно реконструировать. На это благое дело нужно 25 млн., пока же городские власти пожаловали всего 3 млн. По поводу того, когда придут остальные деньги, Михаил Буденный пожимает плечами. Есть, правда, проект новой свалки под теми же Дергачами, на строительство которой нужно 13 млн. Однако, когда появятся эти деньги, еще большая тайна.
К сентябрьской сессии комиссия планирует разработать новый «План реформирования и развития ЖКХ на 2006-2010 гг.» Вот тогда-то, глядишь, и у нас «через четыре года здесь будет город-сад»…