Гость «Прямой телефонной линии» — советник по культуре харьковского городского головы Любовь Морозко.

Учреждений культуры в городе практически не осталось — все продано или отдано в аренду. Об этом читателям «Прямой телефонной линии» поведала гостья «Вечерки» — бывший начальник Харьковского областного управления культуры, а ныне советник по культуре харьковского городского головы Любовь Морозко. В собственности города остались: школа искусств, городская художественная галерея им. Васильковского, литературный музей, клуб Шульженко, зоопарк и городские парки, где городу принадлежат только деревья и скамейки.
— Добрый день, моя фамилия Диденко, зовут Мстислав Всеволодович. Скажите, о какой культуре может идти речь, если в парке им. Горького — горы мусора? Такого количества мусора здесь вообще никогда не было, даже при советской власти!
— Спасибо большое, Мстислав Всеволодович! Поверьте, городская власть сейчас принимает все необходимые меры для того, чтобы бороться с этим злом. Но для того чтобы в парках был наведен порядок, они должны иметь хоть какие-то деньги. Сейчас парки лишены возможности их зарабатывать. Потому что предыдущая власть парки, так сказать, обезглавила. В парке им. Горького частным лицам сданы в аренду все финансовообразующие капитальные помещения. Подобное произошло в парках им. Артема, Зеленый гай, где за городской коммунальной собственностью остались только деревья и скамейки. Все остальное — в частном пользовании. Откуда паркам брать деньги для того, чтобы организовывать там культурно-просветительскую работу и уборку мусора?
— У меня еще вопрос. Стадион «Динамо» был когда-то великолепным местом отдыха. Я побывал там недавно и ужаснулся: такое впечатление, что в парке прошел смерч, ураган. Вокруг главной аллеи — от входа до велотрека — мусор, зловоние, все разрушено, развалено. Вы знаете об этом?
— Сейчас над проектом восстановления этого стадиона работают. Секретарь горисполкома лично занимается этим объектом, который был передан в частные руки. Я думаю, порядок в скором будущем будет там наведен.
— Меня зовут Надежда. Раньше в Харьков городские власти часто приглашали звезд, а сейчас у нас в праздники давно уже никто не выступает. Теперь мы будем экономить?
— Ну вот, вы сразу и ответили. Конечно, с одной стороны, экономим, потому что городской власти досталось непростое хозяйство, а впереди — зима, и нужно к ней готовиться. Она будет сложной в связи с повышением цен на газ, электроэнергию, коммунальные услуги. Но это совершенно не исключает того, что городская власть перестанет приглашать звезд, в том числе знаменитостей мирового значения. Недавно меня порадовал Михаил Маркович Добкин, который сказал, что получено принципиальное согласие Монсеррат Кабалье, и на следующий год планируется ее визит в Харьков. А вот на День города, 23 августа, у нас будет целое созвездие звезд российской и украинской эстрады. Сейчас городская власть серьезно работает над тем, чтобы для харьковчан на площади Свободы организовать необычный праздник.
— А кто именно из звезд будет в августе?
— Я не могу заранее говорить, но знаю, что уже заявлены Таисия Повалий, Кристина Орбакайте, Лев Лещенко. В ноябре мы планируем провести международный конкурс эстрадной песни, посвященный Клавдии Шульженко, столетие которой мы в этом году отмечаем. Члены жюри конкурса — тоже очень знаменитые люди, такие как Нани Брегвадзе, Валентина Толкунова... В контексте развития молодежной культуры мы хотели бы поддержать и харьковские молодежные группы. Я думаю, они достойны того, чтобы выступать на больших площадках.
— А деньги на звезд будут выделены из бюджета или какие-то спонсорские?
— Нет, не из бюджета. Потому что средства из бюджета направляются сугубо на улучшение коммунальных услуг жителей города. Мы будем просить поддержать наши идеи прежде всего людей бизнеса, всех, кто имеет право содержать фонды и возможность оплатить эти расходы.
— Любовь Георгиевна, какова дальнейшая судьба киноконцертного зала «Украина», который находится в саду им. Шевченко?
— К сожалению, киноконцертный зал «Украина» в начале 2006 года был передан решением сессии горсовета, депутатами предыдущего созыва, в аренду частным лицам на десять лет. Раньше зал давал возможность парку зарабатывать деньги для того, чтобы развивалось парковое хозяйство. Сейчас парк лишен этого киноконцертного зала точно так же, как лишены городские власти какой-либо возможности влияния на «Украину».
— А если общественность поднимет этот вопрос, сможет ли новый созыв городского совета пересмотреть это решение и отследить, законно ли был передан киноконцертный зал в частные руки?
— Я думаю, что общественность имеет право на все. Потому что ее задача — обострить проблему, показать, что она есть. Мне кажется, что было допущено очень много таких решений, которые сказываются и будут сказываться на развитии культурной среды в Харькове. Причем не только с «Украиной», но и с клубом «2000» в парке им. Артема, с клубом в парке Зеленый гай. Поэтому остается только поблагодарить общественность за неравнодушный подход. У харьковского городского головы есть идея создать общественную палату, как в России. Почему возникла такая необходимость? Потому что с точки зрения закона все происходит правильно, а вот с точки зрения представления о справедливости, которое сложилось в обществе — нет. В данном случае общественная палата сможет решать любые вопросы. Вы видите, насколько обострились в Харькове отношения между властью и жителями по поводу передачи земли тем или иным фирмам под строительство. Поэтому мэр ставит задачу: не принимать ни одного решения, пока не пройдут общественные слушания по этому вопросу. Раньше официально общественные слушания были, но они были не публичными. А мы хотим сделать, чтобы как можно больше харьковчан были причастны к решению проблем. Будет объявлено о слушаниях по различным злободневным вопросам с приглашением прессы, чтобы все это стало достоянием самой широкой общественности. Приглашаем и вас к сотрудничеству.
— Я Света, меня очень волнует судьба театра музкомедии. Кто может помочь этому театру, чтобы он продолжал существовать и радовать нас своими постановками?
— Действительно, это вопрос, набивший оскомину. Он стоял перед областной властью, когда я была начальником управления культуры. Он зашел в глухой, как говорится, угол и при нынешней власти. Может, это немножко экстремально, но я просто буду рекомендовать создать фонд спасения театра музкомедии, чтобы можно было выкупить помещения ДК «Пищевик». Ранее это помещение принадлежало кондитерской фабрике. Я буду настаивать на том, чтобы ее руководство — которое сейчас хорошо и продуктивно работает, говорит, что очень много платит налогов в казну Харьковской области, — внесло в этот фонд деньги. Для того чтобы мы могли, добавив средства в этот фонд, выкупить у «Приватбанка» это помещение. Каким образом оно было продано? Руководство кондитерской фабрики взяло кредит в «Приватбанке» (один миллион, если я не ошибаюсь), заранее зная, что кредит этот отдан не будет. Вот таким образом помещение ДК «Пищевик», где работал и работает театр музкомедии, перешло в руки «Приватбанка». Поэтому спасение театра музкомедии — это выкуп помещения, которое находится в прямом владении «Приватбанка». Если руководство фабрики, которое допустило эту продажу, сейчас хорошо стоит на ногах, то пусть они помогут. Ведь ДК «Пищевик» был народным достоянием, достоянием громады города Харькова. А они его продали, не подумав о том, что после этого театр перестанет работать. Это было бы справедливо, на мой взгляд. Театр нужно спасать и будем делать для этого все.
— Меня зовут Альбина. Намерена ли новая власть поддерживать театры?
— Городская власть не просто намерена, она будет поддерживать театры. Но здесь есть определенная специфика. Вы знаете, что шесть театров, которые сейчас функционируют в Харькове, — это театры областной коммунальной собственности и финансируются они частично из областного коммунального бюджета. Но мало кто знает, что в Харькове также функционирует около 15 очень талантливых творческих театральных коллективов. Они живут без всякой государственной и бюджетной поддержки, показывают свои спектакли, их знают за рубежом. Это и театры «19», «Мадригал», «Амадей». Так вот, мэром города поставлена задача разработать программу поддержки театрального искусства, и прежде всего — именно этих театров, не имеющих бюджетной поддержки. Моя мечта — чтобы в Харькове был построен центр театрального искусства по образу и подобию центра Мейерхольда в Москве. Это может быть хорошее взаимодействие как городской власти, так и частного капитала. Это можно сделать. Поддерживать театры мы будем.
— Значит, театральные коллективы будут поддержаны бюджетным финансированием?
— Бюджетное финансирование — это когда платится заработная плата, оплачиваются коммунальные услуги. Мы имеем в виду поддержку с помощью программы, которая включает финансирование тех или иных проектов, постановку тех или иных спектаклей. И тут мы будем иметь возможность влиять на репертуар. Потому что будем поддерживать не любые постановки, а те, которые, с нашей точки зрения, укладываются в понятие высокой культуры,
высокой нравственности.
— Меня зовут Игорь, я студент. Заинтересована ли новая власть в утверждении исторических границ города?
— Начну с того, что, действительно, мы должны были в течение 2004-2005 годов утвердить исторические границы города Харькова. Это давало бы возможность не допускать строительства автозаправочных станций, высотных домов, которые сейчас появляются в исторической части города. Для этого установления границ были все необходимые условия: Закон Украины «Об охране культурного наследия», постановление Кабинета министров, которое обязывало органы самоуправления эти границы установить. К сожалению, предыдущая власть такое решение не приняла. Я понимаю, почему. Потому что хотелось больше и быстрее построить то, что хотелось, а не то, что требует город. Сейчас над этими вопросами работает управление архитектуры, которое возглавил талантливый архитектор Сергей Чечельницкий. Отрабатываются исторические границы города, и они будут обязательно утверждены. Таким образом, мы предотвратим застройку городской исторической части недопустимыми объектами — автозаправочными станциями, высотными домами нового архитектурного стиля, которые полностью разрушают городскую стилистику. Город Харьков был столицей модерна. А мы продолжаем делать эклектический, непродуманный в стилевом отношении
архитектурный бедлам.

Личное дело
Любовь Георгиевна Морозко — советник по культуре харьковского городского головы с апреля 2006 г., депутат областного совета.
Родилась на Полтавщине. В 1974 г. окончила исторический факультет Харьковского государственного университета им. А.М. Горького. С 1979 по 1981 гг. работала секретарем Дзержинского райкома комсомола ЛКСМ Украины, завотделом обкома комсомола. С 1985 по 1987 гг. училась в аспирантуре на кафедре философии университета им. Горького, преподавала на этой кафедре, затем — докторант кафедры теории культуры и философии науки. Кандидат философских наук. Заслуженный работник культуры Украины. С 1999 по 2005 гг. возглавляла управление культуры Харьковской областной государственной администрации. Член областного совета Партии регионов.
Хобби: чтение. Любимый писатель — Антон Чехов, любимый поэт — Лина Костенко.