Мои коллеги-водители утверждают, что, попав в ДТП, лучше всего не привлекать посторонних, в том числе работников ГАИ, свидетелей, а разобраться самим. Объясните, пожалуйста, как правильно вести себя в случае ДТП? Владимир

По словам директора юридической компании Дмитрия Костякова, неумышленность большинства дорожно-транспортных происшествий, а также их независимость от водительского опыта или страха перед штрафными санкциями зачастую приводит к тому, что любое ДТП может иметь тяжелые последствия (и не только в виде травм и ущерба) даже для невиновных его участников.

– Так, очень часто водители излагают обстоятельства происшествия с негативной для себя стороны, даже не задумываясь о возможных юридических последствиях, – говорит Дмитрий Костяков. – Например, зачастую водители, не разбираясь в механизме ДТП, в показаниях умышленно занижают скорость движения своего автомобиля перед аварией, что приводит к административной и уголовной ответственности, возмещению ущербов, связанных с ДТП, недоплатой или невыплатой страховки.

Механизмы ДТП настолько многогранны и разнообразны, замечает специалист, что одинаковых дорожно-транспортных происшествий попросту не существует. Человек, не являющийся специалистом, сам не сможет понять, где ситуация простая, а где требует вмешательства юристов и правовой защиты. Не всякие, даже очевидно полезные, показания будут в итоге «работать на вас».

– Стараясь, например, четко зафиксировать все следы ДТП или умалчивая об известном только вам факте, вы не можете знать, чем это обернется для вас впоследствии, – продолжает Дмитрий Костяков. – Это касается и фиксации следов ДТП, и показаний свидетелей (даже если первоначально они в вашу пользу), – все это может быть использовано против вас.

Во-первых, виновника ДТП определяет суд. Выводы работников ГАИ и следствия не являются окончательными. Поэтому не стоит торопиться ни с выводами, ни с показаниями, ни с эмоциями.

Во-вторых, при наступлении ДТП нужно немедленно обратиться к специалисту по вопросам ДТП. Если такой возможности нет, необходимо сфотографировать место ДТП, следы, повреждение транспортных средств (очень детально и в различных ракурсах).

В-третьих, если вы хотите, чтобы схема и протоколы соответствовали действительности, их нужно обязательно подписать, не забывая включить ваши возражения.

– Подписывая схему ДТП и протоколы, следует ознакомиться с ними, указать, с чем именно вы не согласны, а также упомянуть, что подробные объяснения вы предоставите, как только почувствуете себя лучше, – советует юрист.

В-четвертых, не давайте никаких показаний на месте ДТП работникам ГАИ либо следователю. У вас есть на это полное право согласно ст. 63 Конституции Украины (однако ссылаться нужно не на Конституцию, а на головную боль и настойчивое желание дать показания завтра-послезавтра).

– В объяснении, которое работники ГАИ просят заполнить сразу, а иногда настоятельно требуют этого, крайне важно написать: «Из-за плохого самочувствия объяснения дам при рассмотрении дела по сути», – подсказывает специалист. – Эту паузу вы сможете использовать, чтобы обратиться к специалисту, получить консультацию и выработать оптимальную линию защиты.

Помните, что универсальных советов не бывает, замечает Дмитрий Костяков. Можно только сконструировать стратегию поведения исходя из конкретной ситуации.