С начала текущего года харьковские метростроители уже освоили на строительстве Алексеевской линии 25 миллионов гривен, а для завершения работ на станции «Алексеевская», которую предстоит ввести в 2007 году, необходимо еще 117 миллионов, что составляет в среднем 8 млн. гривен в месяц. Но на сегодняшний день уже наблюдается отставание от графика финансирования примерно на 5 миллионов гривен. Основной вопрос — средства из государственного бюджета, которых на данный момент поступило лишь 2,6 млн. гривен из обещанных 50 (этот первый транш был получен в мае).

Об этом рассказал на недавней пресс-конференции в горисполкоме начальник дирекции строящегося метрополитена Анатолий Кравчук. По мнению Анатолия Леонтьевича, только консолидированными усилиями разных бюджетов — государственного, областного и городского — можно вести такое дорогостоящее строительство, как метрополитен, причем не только в Харькове, но и в любом другом городе. Так, на обеспечение пуска первого участка третьей линии метрополитена от станции «Метростроителей имени Г.И. Ващенко» до станции «Научная», вступившего в строй в 1995 году, было потрачено 248 млн. гривен. Из них 55% составили средства из государственного бюджета, 40% — областного и 3% — городского. На продолжение третьей линии от станции «Научная» до станции «23 Августа» (этот участок был сдан в 2004 году) израсходовано уже 280 млн. гривен, причем пропорция долевого участия изменилась: государственный бюджет предоставил уже только 20%, а 65% — областной и 11% — городской.
— Мое личное мнение: Харьковский метрополитен должен находиться в коммунальной собственности города, — считает Анатолий Кравчук. — При этом должен сохраниться порядок финансирования строительства метрополитена из трех источников — 50% предоставляет государство и 50% дают местные бюджеты: областной и городской. Также необходимо правильно отрегулировать тарифную политику на самом предприятии. Все это будет залогом нормального функционирования Харьковского метрополитена.
Анатолий Леонтьевич рассказал, что, согласно принятой недавно государственной программе развития метрополитенов в Украине до 2010 года, в нашем городе в указанный период предстоит освоить 597 млн. грн. Так, в будущем году необходимо сдать станцию «Алексеевская» с перегоном до «23 Августа» и увеличить объемы проходческих и других строительных работ на следующем отрезке «Алексеевская» — «Проспект Победы», а также на направлении «Метростроителей» — «Одесская». А на 2009 год намечен пуск станции «Проспект Победы» и электродепо «Алексеевское» для автономной работы третьей линии. На Алексеевке работы сегодня идут полным ходом, а параллельно идут подготовительные мероприятия и проектно-изыскательские работы по другим участкам («Метростроителей» — «Одесская» — на Алексеевской линии, «Героев Труда» — «Дружбы народов» и «Исторический музей» — «Площадь Ирины Бугримовой» (бывшая площадь Урицкого) — на Салтовской, а также возможному ответвлению от станции «Академика Барабашова» в направлении Восточной Салтовки). Так, уже подсчитано, что на строительство участка «Метростроителей» — «Одесская» протяженностью 3,47 км с промежуточной станцией «Державинская» потребуется 631,4 млн. грн. (из них 4 млн. грн. будут необходимы уже в 2007 году, чтобы обеспечить работой проходчиков, которые освободятся на Алексеевке), строительство отрезка «Героев труда» — «Дружбы народов» длиной 1,7 км обойдется в 322 млн. грн., а участка «Исторический музей» — «Площадь Ирины Бугримовой» длиной 2,1 км (на двух последних предстоит построить по одной новой станции) — в 399,2 млн. грн. Причем каждый из названных отрезков «подземки» очень важен для города. Например, прокладка метро до улицы Одесской позволит разгрузить станцию «Проспект Гагарина», а продление Салтовской линии до цирка обеспечит уменьшение нагрузки на станцию «Исторический музей», которая в таком случае перестанет быть конечной.
Пытаются заглянуть проектировщики и в более дальние годы. Так, уже прорабатываются различные варианты строительства кольцевой линии по примеру Московского метро. Анатолий Кравчук продемонстрировал журналистам два из них. Один предполагает строительство участка от станции «Героев труда» до 602-го микрорайона с дальнейшим выходом (для пересадки) на станцию «Имени Александра Масельского» на Холодногорско-Заводской линии. Другой намечает продление самой Салтовской линии от будущей станции «Дружбы народов» до того же 602-го микрорайона, а затем — до станции «Имени Александра Масельского». Соответственно, в будущем возможно строительство метро с Салтовки и в западном направлении — через Лесопарк на Алексеевку. Впрочем, это пока только предварительные проработки, которые даже еще не выносились на градостроительный совет.
Но сегодня метростроителей беспокоит неритмичное поступление средств из государственного бюджета, что делает проблематичными перспективы работы во втором полугодии текущего года. В связи с этим подготовлено обращение участников строительства Харьковского метрополитена к руководству областного совета, областной госадминистрации и городского совета. В обращении, которое подписали начальник дирекции строящегося метрополитена Анатолий Кравчук, председатель правления ОАО «Харьковметрострой» Юрий Войтюк и генеральный директор ОАО «Харьковметропроект» Владимир Коровниченко, в частности, говорится: «При ежемесячной потребности в 8 млн. грн. реальное финансирование на июль составляет 2,5 млн. грн., август — 2,5 млн. грн., сентябрь — 2,8 млн. грн., что меньше 30%.
Общий дефицит средств составляет более 30 млн. грн. В таких условиях без дополнительного выделения средств из областного и городского бюджетов по итогам первого полугодия предусмотренная годовая программа строительства может быть сорвана. Ввод станции «Алексеевская» в 2007 году будет нереальным. Необходимы консолидированные усилия всех властных структур государственного уровня, областного, городского руководства по поискам способов финансирования строительства метрополитена. Только при таких условиях запланированная программа строительства будет обеспечена».