Вопрос о развитии и реконструкции улично-дорожной схемы города, пересмотре его наземной транспортной схемы и содержании основных транспортных магистралей общегородского значения стал центральным на недавнем заседании постоянной комиссии по вопросам транспорта, связи и экологии Харьковского городского совета.

Как отметил докладчик — заместитель начальника управления коммунального хозяйства горисполкома Анатолий Науменко, — сегодня транспортная нагрузка на полосу движения на таких улицах, как Пушкинская, Клочковская, Мироносицкая, превышает нормативную в два-три раза. И если Сумскую уже никак расширить невозможно, то расширение Клочковской в районе Бурсацкого спуска заложено в программе развития города. Кроме того, предполагается предусмотреть организацию одностороннего движения по улицам Чернышевской, Петровского, Иванова, что позволило бы частично, без особой реконструкции дорог, уладить транспортные потоки в Нагорной части города. Соответствующая работа проводится горисполкомом совместно с профильным вузом — академией городского хозяйства; и после заключения специалистов академии конкретные предложения будут вынесены на рассмотрение совета по градостроительству и архитектуре.
Вместе с тем, по мнению Анатолия Науменко, уменьшить дорожные пробки на центральных улицах помогло бы ручное регулирование движения, от которого в последние годы ГАИ практически ушла. В то же время среди основных причин перегруженности транспортных магистралей Харькова и, в первую очередь, его центральной части Анатолий Николаевич назвал парковку автомобилей на проезжей части. По его словам, на той же улице Рымарской, где на первых этажах почти всех зданий расположены магазины и офисы различных фирм, из трех полос две, как правило, заставлены машинами и только одна свободна для движения. При этом инспекторы ГАИ на такое пренебрежение правилами автомобильного движения практически не реагируют. Впрочем, и самих автоинспекторов в Харькове осталось мало: по информации присутствовавшего на заседании депутатской комиссии советника Харьковского городского головы по вопросам городского транспорта Евгения Водовозова, из 80 штатных инспекторов городской ГАИ сегодня реально работают только 56 (остальные находятся в отпусках и на больничном). Участники заседания констатировали, что рычагов влияния на эту правоохранительную структуру городская власть не имеет.
Поэтому председатель комиссии депутат Владимир Полозков выступил с предложением ходатайствовать перед городским головой о необходимости возрождения в Харькове муниципального батальона дорожно-патрульной службы. Через него городская власть могла бы регулировать различные ситуации на дорогах Харькова и наладить соблюдение правил дорожного движения в отношении остановок и стоянок автотранспорта. Депутаты поддержали это предложение.
Касаясь маршрутной схемы городского общественного транспорта, Евгений Водовозов отметил, что, по имеющейся у него информации, около 30 автобусных маршрутов города «были придуманы под конкретные фамилии» и полностью запараллелены с маршрутами электротранспорта. Поэтому в новой схеме предусмотрены изменения ряда маршрутов. Но внести их одним росчерком пера городская власть не вправе, поскольку у перевозчиков с ней заключены договоры на длительные сроки — 5-7 лет. Кроме того, изменение маршрутной схемы невозможно по закону без экспертной оценки профильного института — той же академии городского хозяйства.
На заседании комиссии был также рассмотрен вопрос о работе коммунального предприятия «Пассажирские перевозки и диспетчерское управление» по организации бесперебойного движения городского транспорта. Это предприятие, созданное в структуре Главного управления жилищно-коммунального хозяйства городского совета примерно полтора года назад, призвано оказывать перевозчикам информационно-организационные услуги. Поскольку закон не позволяет предприятию навязывать перевозчикам заключение с ним договоров, то из 67 предприятий и фирм, работающих сегодня на городских автобусных и микроавтобусных маршрутах, такие договоры заключили только 56. Тем не менее, по словам директора КП «Пассажирские перевозки и диспетчерское управление» Алексея Коваленко, большинство перевозчиков считают, что такое предприятие городу необходимо. Хотя возложенные на него функции по взаимодействию диспетчерского управления автотранспортом, метрополитеном и городским электротранспортом КП выполняет пока не до конца. В то же время маршрутные трафареты единого образца, которые харьковчане видят на окнах автобусов и «маршруток», изготовлены как раз здесь. Алексей Коваленко поделился планами создать на территории бывшего Ленинского трамвайного депо для обслуживания мелких предприятий-автоперевозчиков стоянку с медпунктом и пунктом обслуживания транспортных средств автомехаником (крупные перевозчики все это имеют у себя). Поддержав эту идею в целом, депутаты предложили не ограничиваться лишь одной точкой, а создать целую сеть таких пунктов обслуживания транспорта в различных районах города: ведь с Рогани или Салтовки до Центрального рынка далеко, и водители туда ехать попросту не пожелают.