Мне кажется, холуев в кризис стало больше. Уважают ли они себя и как они могут нравиться шефам? Александр
Шефа одолевает куриная слепота
Мнение о том, что начальство ценит подчиненного за его ратный труд, –не более чем общепринятое заблуждение, считает главный психотерапевт Минздрава Украины, заведующий кафедрой психотерапии ХМАПО, член Харьковского медицинского общества профессор Борис Михайлов. Частенько бывает, что одним из «лучших» качеств подчиненного многие шефы считают не таланты и профессиональные качества, а способность предугадывать желания, угождать и потакать прихотям.
– Это большая общая беда, которая во стократ увеличивается в условиях несовершенных, неразвитых обществ, к которым относится и Украина, – уверяет специалист. – В развитом обществе соображения корпоративной целесообразности всегда берут верх над личными приязненными отношениями. У нас же все наоборот. Даже прагматические соображения отступают по сравнению с оценкой подчиненных с точки зрения личной преданности, лояльности и способности угождать начальству. Это и порождает общественный институт тотальной некомпетентности, когда кадровый отбор происходит по признаку родства, кумовства и приязни.
Нынче народ страшится остаться без работы и потому готов прогибаться еще ниже.
– Кризис является усугубляющим фактором, потому что порождает феномен «обратной связи». В условиях кризиса начальству хочется слышать желаемое, поэтому растет число подчиненных, которые это желаемое продуцируют. Таким образом создается атмосфера приятного самообмана, когда все друг другу врут: одни готовы говорить, а другие – выслушивать вместо горькой правды приятную ложь. Такой самообман и является, к слову, первопричиной кризиса, – считает Борис Михайлов.
Человек в кресле начальника вполне готов глотать примитивную лесть большими дозами.
– Лесть видна, но со стороны, – не сомневается психотерапевт. – Любой корпоративный начальник или чиновник высокого ранга очень хорошо видит искусственность в отношениях, но в соседнем офисе. А вот для себя лично, как правило, фальшь не замечает: наступает куриная слепота, когда доводы рассудка отказывают.
Подлизам все равно, кого «обслуживать»
Холуи – народ ненадежный. Они легко переключаются с объекта на объект и уже завтра могут предать анафеме прежний предмет «обожания».
– Это профессиональные Иудушки Головлевы, – говорит Борис Михайлов. – Но очень незначительная часть так называемых подлиз действуют расчетливо.
Подавляющее же большинство, незаметно для себя изменив мнение и систему суждений на диаметрально противоположную, служат с тем же неистовством и искренностью следующему идолу. При этом Иудушки даже не ощущают этих перемен и свято верят в свою правоту. Попытка их разубедить или разоблачить будет встречена со священным гневом. Как правило, у таких людей есть целая система объяснений. Они с удовольствием расскажут, почему себя так ведут. Главное их оправдание – «святому делу служим».
– И все-таки профессионализм и компетентность, вероятно, остаются одним из основных критериев и более-менее гарантированных способов профессионального сохранения, – полагает психотерапевт. – Потому что хотя бы инстинктивно руководитель осознает, что общего «хора» славословия недостаточно: ему нужны и те, кто умеет работать. Иначе дело рухнет и похоронит под своими обломками и руководителя. Впрочем, для такого вывода шефу все-таки нужен интеллектуальный и профессиональный уровень, чтобы терпеть вокруг себя нелюбимых, неудобных людей, которые абсолютно необходимы для развития дела.