С недавних пор в связи с победой демократии в стране стали очень популярными (и даже модными) различные акции протеста. Только за последний месяц украинская общественность стала свидетелем антинатовских и профсоюзных выступлений. Недавно мы стали свидетелями очередных протестных митингов по поводу грядущего приезда в наш город скандально известного патриарха Филарета. Украинскую православную церковь Киевского патриархата.

Это стало причиной молитвенного стояния, прошедшего в понедельник под стенами Дома советов. Митингующими оказались представители другого, более массового религиозного движения — УПЦ Московского патриархата (МП). Около полутысячи митингующих держали плакаты, многие из которых содержали тексты, которые порой противоречили друг другу (об этом ниже).
С одной стороны, желания «московских» православных, которых в Харькове большинство, понять можно — с «киевскими» у них давняя вражда. Но с тех пор, как у нас появились два политических лагеря, эти две конфессии тоже втянулись в политическое противостояние, поддерживаемые разными политическими силами. Известно, что к Киевскому патриархату тяготеет нынешнее руководство страны (в том числе президент Украины), а к Московскому патриархату — «бело-голубая» оппозиция (в том числе Виктор Янукович).
К сожалению, особо воинственно настроенная часть митингующих фактически дискредитировала это мероприятие. Как бы того ни хотелось тем или иным представителям общественности, требования воспрепятствовать свободному передвижению по территории страны патриарху Филарету выполнены быть не могут — Конституция Украины разрешает ему это делать. Поэтому требования к областным властям «Не пущать!» услышаны не были: не областных властей это дело. А то, что сам губернатор собирается встретиться с Филаретом (можно не сомневаться, что предмет разговоров сразу же станет известен общественности), ни в коей мере не бросает тень на руководителя области — он имеет полное право (а иногда, в силу своей должности, и обязан) встречаться с любым представителем религиозного культа. Да и требования митингующих какие-то непоследовательные: с одной стороны «Власть, не вмешивайся в дела церковные», и в то же время с требованиями к губернатору как к представителю власти не пускать Филарета (гражданина Денисенко, как называют его протестанты) на территорию Харьковщины.
А еще интересно, с какой целью невесть откуда взявшиеся так называемые «представители религиозной общественности» рассказывают харьковчанам о том, что «везде, где есть Филарет, православные храмы захватываются силой при поддержке местных властей и с помощью вооруженных отрядов». Кто-нибудь может себе представить такую ситуацию у нас, в Харькове?? Даже если предположить такое гипотетически, то у нас пока еще есть правоохранительные органы, призванные следить за законностью. И если то или иное помещение кому-то передается, то, как правило, для этого есть необходимая документация. Это, между прочим, касается и здания кинотеатра «Юность» (на ул. Университетской), вокруг которого сломано столько копий. А если есть какие-то нарушения, то во всем мире существует практика решения таких споров — в суде, а не на уличных митингах.
Что касается местных властей в Харьковской области, то на них представителям УПЦ МП жаловаться грех. На все мероприятия, организованные с привлечением религиозных деятелей, приглашаются не индийские гуру, не представители ислама, а именно священники Московского патриархата. А некоторым обладателям высоких кресел они даже квартиры, автомобили и гаражи освящают…
Во всем мире (во всяком случае, цивилизованном) нормально соседствуют многие религии и даже секты. Даже в Западной Украине, где спокойно уживаются православные, католики и униаты, такой озлобленности по отношению к иноверцам не наблюдается. Так и хочется провести параллели между митингами в Феодосии, парадом «регионального» русского языка и харьковским выступлением против УПЦ КП.
И последнее. На митинге неоднократно говорили о том, что приезд в Харьков патриарха Филарета может привести к эскалации конфликта и даже к насилию. Однако практика показывает, что религиозное насилие можно спровоцировать, даже не посвящая прихожан в тонкости процесса. Главное — правильно направить «дикий» гнев толпы, как это, скажем, было в истории с карикатурами на мусульманского пророка Мухаммеда. Выяснилось, что тогда поклонники ислама громили и крушили, даже не ознакомившись с самими карикатурами — достаточно было клича религиозных «отцов».
В истории с приездом в Харьков Филарета нам остается надеяться только на благоразумие прихожан и их политических «рулевых».

Читайте также Харьков в ожидании религиозного конфликта