Харьковская пожарно-скорая милицейская «аварийка» с честью выдержала испытания

В конце декабря прошлого года на базе главного управления Министерства по чрезвычайным ситуациям в Харьковской области был создан операторский центр и диспетчерская служба единого телефонного номера экстренных вызовов «112», ставшая первым шагом по созданию в Украине общеевропейской системы реагирования на чрезвычайные ситуации. В апреле текущего года МЧС совместно с польскими специалистами в области информатики начало внедрение пилотного проекта по созданию программного обеспечения для центра «112». А в минувший вторник состоялось подведение итогов первого этапа тестовых испытаний аппаратно-технического комплекса новой службы, в котором приняли участие харьковский городской голова Михаил Добкин и вице-консул Генконсульства Польши в Харькове Мартин Денисюк.
Известный всей Европе телефонный номер «112» является универсальным для сообщения о любой чрезвычайной ситуации. В Харькове он пока действует параллельно с традиционными номерами «01», «02», «03» и «04», а в дальнейшем должен полностью их заменить. Главными преимуществами этой, пока еще новой для нас системы специалисты называют высокую оперативность при реагировании на чрезвычайные ситуации и эффективность их устранения благодаря скоординированности действий различных служб. Диспетчеры службы «112» связаны линиями прямой связи с региональным и городским управлениями МЧС, милиции, ГАИ, центральной станцией скорой помощи, всеми коммунальными службами и органами местного самоуправления. Приняв вызов, специалисты службы, среди которых есть даже переводчики и психологи, анализируют полученную информацию и передают ее или же переадресовывают сам вызов в нужное ведомство, существенно снижая при этом процент ложных вызовов. Так, с момента внедрения проекта службой переадресовано по назначению почти пять тысяч вызовов. А всего сотрудники службы принимают и обрабатывают от двух с половиной до трех тысяч вызовов в сутки — похоже, харьковчане уже успели оценить удобство универсального номера пожарно-скорой милицейской «аварийки».
— Больше спасенных жизней и меньше ущерба, — так оценил службу «112», ознакомившись с ее работой, харьковский мэр.
— Думаю, что по примеру Харькова этот опыт будет принят во всей стране, — уверен Михаил Добкин.
Уверенность городского головы разделяет и начальник областного управления МЧС Павел Одарюк. По его словам, проект себя оправдал, показав хорошие результаты. Теперь слово за правительством, которое должно узаконить его статус и распространить харьковский опыт на другие крупные города Украины. Кроме того, нужно устранить некоторые сложности, проявившиеся в процессе испытаний службы «112» из-за отсутствия нормативной базы. Так, например, операторы сотовой связи не обеспечивают своим абонентам прямого доступа к универсальному экстренному номеру с мобильных телефонов. Кроме того, МЧС, в отличие от того же МВД, не обладает полномочиями доступа к информационным базам, позволяющим идентифицировать звонящего, проверять его адрес или место звонка и тем самым отсекать ложные вызовы. С решением этих и некоторых других проблем службу «112» удастся усовершенствовать и сделать ее работу еще более эффективной, считают спасатели.
На сегодняшний день номер «112» доступен только для абонентов Харькова. По словам П. Одарюка, МЧС совместно с «Укртелекомом» готово развивать диспетчерскую сеть далее — в районных центрах области. Технические возможности для этого есть, осталось найти средства. Надо полагать — немалые, судя по тому, что на создание службы «112» в Харькове МЧС выделило более миллиона гривен.
А вот на внедрении уникального программного обеспечения удалось существенно сэкономить. Причем как деньги, так и время. И все благодаря полякам. В свое время Польше понадобилось несколько лет экспериментов и около100 миллионов долларов для того, чтобы с нуля разработать и внедрить этот программный комплекс в работу службы спасения. Теперь в Харьков приехали его создатели — рабочая группа польских программистов, которые вместе с украинскими коллегами берутся ускорить внедрение новой системы на несколько лет и сэкономить огромные средства.