В белорусском городе Мозыре вот уже два года работает музей-мастерская местного художника-керамиста Николая Пушкаря, в биографии которого были и харьковские страницы.

– Николай Никитович Пушкарь – заслуженный деятель искусств БССР, член Белорусского союза художников – родился 8 мая 1919 года в Белгородской области, – рассказывает младший научный сотрудник объединенного краеведческого музея Мозыря Ольга Юрок. – Рано оставшись сиротой, Николай попал в трудовую колонию им. Горького под Харьковом, которой руководил опытный педагог Антон Семенович Макаренко. Это обстоятельство оказало значительное влияние на его жизнь. В 1932 году он по рекомендательному письму Горького поступил в Харьковское художественное училище. Окончив его, до самой войны работал учителем рисования в школе.

В начале войны Пушкарь был взят в плен и до 1945 года находился в немецком концлагере. А после освобождения его ждал новый удар судьбы – на родине художник был арестован и посажен на 15 лет уже в советские лагеря. Освободился лишь в 1954 году – после смерти «вождя народов», а 6 июня 1962 года реабилитирован. Наиболее емко, с глубоким сарказмом отражает этот период жизни художника его автопортрет – единственная живописная работа в экспозиции музея. Николай Никитович изобразил себя в робе заключенного, на которой одна под другой – нашивки с номерами немецкого и советского лагерей, а пальцы правой руки, держащей партбилет, демонстрируют известную фигуру...

С 1957 года художник жил в Калиниграде – именно там и сделал он свои первые шаги как керамист. А в 1966 году переехал в белорусский Мозырь – на родину жены. На местной фабрике художественных изделий Пушкарь организовал в 1972 году цех керамики, где учил своих коллег мастерству обжига и лепки. Позже, в 1978 году, создал этнографический музей. В 1976–1977 годах Николай Пушкарь принимал участие как скульптор в создании мемориального архитектурно-скульптурного комплекса «Курган Славы» в Мозыре. В 1990 году ему было присвоено звание «Заслуженный деятель искусств БССР». А 29 декабря 1993 года художник ушел из жизни.

Количество работ, которые создал Николай Пушкарь, точно неизвестно.

– Его работы находятся не только у нас, но и в других музеях Беларуси, и за рубежом, – продолжает Ольга Юрок. – Когда Николай Никитович работал на фабрике художественных изделий, его работы – яркие, самобытные – выпускались тиражами. В основном главным героем его работ является полещук – житель Полесья. Он любил наблюдать за людьми, и яркие эпизоды из жизни находили отражение в керамике.

Несколько десятков работ Пушкаря представлены в двух залах музея-мастерской. И от каждой из них веет душевностью, любовью к здешнему краю и его жителям.