За последние неполных два месяца контролерами и милиционерами на станциях Харьковского метрополитена было выявлено около 140 лжестудентов, пытавшихся незаконно пройти в «подземку» по льготным студенческим проездным билетам.

Как сообщил корреспонденту «Вечерки» начальник службы доходов Харьковского метрополитена Николай Подушка, среди месячных карточек на 60 поездок, которые были изъяты у пассажиров, не имеющих студенческого билета, подтверждающего обучение на дневном отделении, фигурируют карточки, которые были направлены метрополитеном в НТУ «ХПИ», университет радиоэлектроники, академию городского хозяйства, педагогический университет, университет питания и торговли, университет искусств и ряд других вузов, а также в техникумы — железнодорожного транспорта, автотранспортный и другие учебные заведения города. Как студенческие проездные оказались у посторонних, наверняка известно тем лицам в вузах и техникумах, которые ответственны за их распределение.
Работники метрополитена во время проверок обнаружили, что среди тех, кто ездил по льготным билетам, оказались люди разных профессий и социальных групп (причем часто — не самые бедные): контролеры и военнослужащие, курьеры и торговые предприниматели, главный бухгалтер библиотеки и семинарист духовной академии, крупье казино, преподаватели, родственники студентов, а также студенты-заочники, которые, в отличие от студентов стационара, права на льготный проезд в метро не имеют.
Как разъяснил Николай Петрович, при номинальной стоимости карточки на 60 поездок в 30 гривен (в свободной продаже их нет) студент оплачивает половину (15 гривен) и еще 5 гривен залоговой стоимости карты, которые заплатил метрополитен фирме-изготовителю карты. При возврате карты в кассу по истечении ее срока действия залоговая стоимость возвращается. Особенностью данной карточки является то, что она действует в течение календарного месяца, а аппараты на контрольных пунктах не ограничивают количество проходов по ней в «подземку». Так что фактически студент в среднем совершает 96-98 поездок вместо 60-ти.
Постановлением Кабинета министров Украины предусмотрено, что недостающую половину стоимости карточки метрополитену должно компенсировать учебное заведение за счет целевых средств, которые ему должны быть выделены Министерством образования и науки. Но в течение уже нескольких лет деньги эти из бюджета не выделяются, из-за чего «подземка» неизменно несет немалые убытки. Только за шесть месяцев текущего года, когда Харьковский метрополитен перевез 231 тысячу студентов, эти убытки составили 3,7 миллиона гривен, а за последние шесть лет, когда неизменно действует нынешний тариф в 50 копеек, потери метрополитена от перевозки студентов превысили 37 млн. грн. Отнести же эти долги на дебиторскую задолженность метрополитену не позволяет закон, что делает «подземку» уязвимой перед правоохранительными структурами: предоставлять не подкрепленные компенсацией льготы предприятие, само являющееся дотационным, не имеет права.
— Наши обращения в областное и городское управления образования и науки хотя и были услышаны там, но в ответ поступила просьба обеспечить временное продолжение перевозок студентов на льготной основе до решения вопроса, — говорит Николай Подушка. — Но это «временное» так и продолжается до сих пор. Поэтому с начала нового учебного года планируется переход на перевозку студентов за полную стоимость — соответствующие письма в областную госадминистрацию и городской совет нами уже готовятся. Хочу еще раз подчеркнуть: мы не против льгот, но льготу можно сохранить только при условии, если местные бюджеты будут компенсировать нам разницу. Пока же из всех льготников мы получаем компенсацию только за перевозки «чернобыльцев».