Недавно в Харькове, в локомотивном депо «Основа» Южной железной дороги, получил постоянную прописку первый отечественный пассажирский ТЭП-150 № 001, выпущенный холдинговой компанией «Лугансктепловоз».

Эта машина является опытным предсерийным образцом. Прежде в Украине строились только грузовые тепловозы, которые в силу своих конструктивных особенностей не могли обеспечить комфортное передвижение пассажирских составов. А единственная серия пассажирских тепловозов, эксплуатируемая в настоящее время на ЮЖД — ТЭП-70, выпускалась в России, в подмосковной Коломне. Так что ТЭП-150 с полным правом можно назвать «первой ласточкой» в отечественном пассажирском тепловозостроении.
С августа 2005 года и до недавнего времени новичок проходил испытания на сети стальных магистралей Украины с привлечением ведущих специалистов железнодорожной отрасли. И, по оценкам машинистов, участвовавших в них, этот локомотив стал технологическим прорывом.
— Машина хорошая — удобная, комфортабельная. Ехать на ней — одно удовольствие, — сказал машинист депо «Основа» Евгений Филиппов сотруднику пресс-центра ЮЖД Василию Мельнику. — Но главное — она новая! Железнодорожники с нетерпением ждут поступления такой современной техники.
Высоко отозвался об этом локомотиве и первый заместитель начальника Южной железной дороги Виктор Кузьменко. По словам Виктора Алексеевича, в процессе испытаний у тепловоза, как и любой новой техники, обнаружились отдельные недостатки, но они несущественны, устранимы и не оказывают серьезного влияния на эксплуатацию машины. Кстати, общение Виктора Кузьменко с представителями СМИ состоялось во время выставки подвижного состава, развернутой на новом пригородном терминале Южного вокзала в канун начала летних пассажирских перевозок. И красавец ТЭП-150 привлек, пожалуй, самое большое внимание посетителей выставки.
Этот односекционный локомотив внешне во многом похож на стоявший рядом с ним рельсовый автобус: обтекаемая форма, придающая тепловозу высокие аэродинамические качества, современный дизайн, яркая раскраска. Хотя габариты ТЭП-150, выполненного по европейскому стандарту, намного меньше, чем у привычных тепловозов ТЭП-70 (он ниже, короче и уже своих российских собратьев), эта машина обладает большей мощностью — 4216 л.с.
против 4000. Конструкционная скорость нового локомотива — 160 км/ч. У него предусмотрена система электроснабжения пассажирского поезда, что является редкостью для ныне работающих на стальных магистралях тепловозов. ТЭП-150 оборудован электронной системой управления и контроля за техническим состоянием основных узлов и агрегатов локомотива. На пульте машиниста установлен большой монитор, на котором отражаются практически все параметры работы тепловоза. И в случае возникновения любой неисправности на экране сразу же появляется ее характеристика, что позволяет машинисту быстро установить причину неполадки и своевременно ее устранить. Кстати, и сама кабина машиниста отвечает современным требованиям эргономики — она просторна и комфортабельна, оборудована удобными креслами-сиденьями, кондиционером, холодильником, звукоизоляцией от шума. А большое многослойное лобовое стекло без разделительной перегородки, имеющее обтекаемую форму и оборудованное системой подогрева, обеспечивает машинисту хороший обзор.
Уже в ближайшее время должно начаться серийное производство таких тепловозов и широкое их внедрение на железных дорогах нашей страны.