Сорок дней назад, 3 января, на 83-м году ушел из жизни ученый с мировым именем, директор Института проблем криобиологии и криомедицины Национальной академии наук Украины, академик НАН Украины Валентин Грищенко.

Многие знают его как талантливейшего медика, маститого специалиста. Каким он был человеком – рассказывают члены его семьи.

Работа была его натурой


– Валентин Иванович был настолько многогранным человеком, что невозможно перечислить все его качества, которые хотелось бы позаимствовать, – говорит внук знаменитого ученого Николай Грищенко. – Это и его потрясающая целеустремленность, и изумительное научное чутье, которое базировалось на глубочайших знаниях.

Валентин Грищенко был одержим своим делом. Он работал не переставая: дома, на даче, в отпуске. Влюбленному в науку ученому не нужно было настраиваться, собираться с мыслями, чтобы включиться в работу, – она жила в нем всегда.

– Отец постоянно что-то обдумывал, планировал следующий шаг в работе. Он мог, например, подойти к столу, написать сколько успеет – и идти на заседание, – вспоминает дочь Валентина Ивановича Ольга Грищенко. – Когда он писал диссертацию – это был труд всей семьи. Мы тогда жили вместе с дедушкой и бабушкой. Квартира была большая, но нашей семье принадлежала одна комната: в ней стояли и шкаф, и холодильник, письменный и обеденный столы, пианино. По вечерам папа писал, мама печатала, а я тут же спала.

Он всегда находил время для семьи


Несмотря на вечную занятость, он обязательно выкраивал время и для семьи.

– Моя мама так умела построить нашу жизнь, что ощущения, будто нам его не хватает, не было. Они очень хорошо друг друга понимали. Слова папы были незыблемы: если он сказал – это автоматически означало «надо», и ни у кого даже мысли не возникало, что он может быть неправ. При этом он был очень внимательным, заботливым и ласковым отцом, – делится Ольга Валентиновна. – Но он всегда много и тяжело работал, поэтому мог посвятить семье только один день в неделю — воскресенье.

– Он был человеком, замечательно умеющим планировать свою жизнь, – говорит Николай Грищенко. – Он удивительным образом умел совмещать совершенно неподъемный, на мой взгляд, объем работы с общением в семье. Были часы, которые строжайшим образом были отведены для семьи, и независимо от авралов на работе это время он уделял нам. Конечно, сейчас мне хотелось бы, чтобы мы проводили вместе больше времени. Но, наверное, это было невозможно: тогда это был бы совершенно другой человек.

За семейными традициями строго следила хранительница очага


– Хранителем семейных традиций у нас всегда была бабушка, – рассказывает Николай Григорьевич. – В детстве хочется пойти погулять с друзьями и, возможно, семейные шашлыки в этот момент интересуют меньше. Но бабушка была железным человеком. Общие праздники – календарные, советские, церковные, семейные события – нельзя было прогуливать. Каждую неделю все собирались на традиционные семейные обеды.
Семь лет назад жена Валентина Ивановича Нонна Николаевна ушла из жизни и теперь семейные традиции хранит их дочь – Ольга Грищенко.

Он был мастер на все руки


Нонна Николаевна, с которой Валентин Иванович прожил более полувека, оградила его от многих житейских проблем, поэтому он мог полностью отдавать себя творчеству. Но влюбленный в работу ученый вовсе не отстранялся от быта. Он умел делать по дому все: прикрутить дверцу, починить утюг, колонку и даже холодильник, за который наотрез отказались браться мастера.

– Помню, как мы с отцом восстанавливали раритетную хрустальную люстру, – вспоминает дочь. – Она очень пострадала во время пожара: при высокой температуре хрусталь чернеет – превращается в графит. Новую хрустальную люстру купить было проблематично. Отец просчитал, сколько камешков и в какой подвеске нужно заменить, тщательно подбирал новые бусинки. Эта люстра до сих пор висит в гостиной. Практически все, что ломалось в доме – за исключением, конечно, сложной бытовой техники, – отец ремонтировал сам. Умел ремонтировать даже собственный автомобиль: перебрал его не один раз.

Ольга Валентиновна вспоминает, что в конце 1950-х у ее дедушки был «горбатый» серый «Москвич», от которого Валентин Иванович буквально не отходил. В 1961 году семье по случаю досталась «Волга-21», и Валентин Иванович холил и лелеял уже собственную машину. Из-за покупки машины Грищенко пришлось влезть в долги. Семья затянула пояски и жестко ограничила меню треской в широком ассортименте: уха из трески, треска в томате, треска жареная, котлеты из трески.

Делал зарядку до последних дней


Врач, ратовавший за здоровый образ жизни, и к себе относился без компромиссов. Николай Грищенко рассказывает, что Валентин Иванович был приверженцем исключительно здорового образа жизни. Он был последователен во всем до мелочей. Если считал что-то полезным и нужным – стремился ежедневно выполнять все намеченное, невзирая на жару, дождь, снег, холод, болезни.

– Он всегда делал зарядку, – рассказывает Ольга Грищенко. – Занимался буквально до последних дней – даже когда ему было очень тяжело и больно. В питании он тоже был очень правильным. Сколько помню – на протяжении, наверное, сорока лет завтракал только творогом с медом и сметаной. И чаем – кофе не пил вообще.
К слову, семью на зарядку он не строил – учил только своим примером.

Династия в четвертом поколении


Конечно, в глубине души Валентину Ивановичу очень хотелось, чтобы дочь и внуки продолжали его дело. Но он не навязывал им свои мысли, не настаивал, лишь мягко оговаривал такую возможность. Все так и случилось. Ольга Валентиновна – декан педиатрического факультета, заведующая кафедрой перинатологии и гинекологии ХМАПО, доктор медицинских наук, профессор. Николай Грищенко – кандидат медицинских наук, доцент кафедры акушерства и гинекологии № 1 ХНМУ, представитель четвертого поколения акушеров-гинекологов в семье Грищенко. Сейчас Николай Григорьевич развивает направление, которому Валентин Грищенко посвятил большую часть своей жизни, – экстракорпоральное оплодотворение. Младший внук Валентин Паращук – тоже акушер-гинеколог. У Валентина Ивановича трое правнуков: старшему – 11 лет, младшим – по полтора года. Возможно, они станут пятым поколением в династии врачей Грищенко.