Министерство внутренних дел Украины инициирует запрещение деятельности кредитных союзов.

По мнению министра Анатолия Могилева, эти учреждения не имеют большого значения в экономике страны, но очень часто в результате своей деятельности наносят значительный ущерб клиентам. Однако руководители союзов с подобным заявлением не согласны и призывают власть решать проблемы отрасли, а не ликвидировать ее.

– В период финансового кризиса большинство кредитных союзов, в отличие от банков, кредитовали население, оставаясь фактически единственным источником финансовой поддержки для тысяч рядовых украинцев, – утверждает член правления Национальной ассоциации кредитных союзов Украины Константин Гончаренко. – И это при том, что в отличие от банков кредитные союзы были неоправданно лишены всякой государственной поддержки. Ведь рыночная ниша этих учреждений – социальное кредитование и микрокредитование, ориентированное на предоставление финансовых услуг преимущественно пенсионерам и представителям малообеспеченных слоев населения, мелким предпринимателям и фермерам, которые не являются приоритетными клиентами для банков. Таким образом, кредитные союзы способствуют повышению уровня покупательной способности и занятости населения, особенно в сельской местности.

Руководители некоторых союзов пускают деньги «налево»


Что же касается «ущерба, наносимого клиентам», в ассоциации не скрывают: действительно, на рынке присутствует определенное количество кредитных союзов, которые имеют сегодня нестабильное финансовое положение и недостаточный уровень платежеспособности, а соответственно, и проблемы с расчетами по обязательствам перед вкладчиками. И должностные лица части из них нарушают закон, за что должны понести наказание.

По словам Константина Гончаренко, во время кризиса (конец 2008 – начало 2009 года) были выявлены некоторые структуры, которые под вывеской кредитных союзов занимались присвоением средств вкладчиков мошенническим путем.

– В период экономического роста (2004--2007 годы), зарегистрировавшись как кредитные союзы, такие структуры давали объявления, что принимают вклады на выгодных условиях, рассказывает Константин Гончаренко. – А так как на рынке долгое время не было каких-то встрясок и обманутых вкладчиков, люди поверили и понесли туда деньги. Однако руководители таких «спілок», принимая у населения депозиты, вместо того чтобы выдавать потребительские кредиты, кредитовать реальный сектор экономики, фермерские хозяйства, пускали их на свои бизнес-проекты, оформляя кредиты на подставных лиц. Жалобы от обманутых вкладчиков стали поступать в органы МВД.

Несколько уголовных дел было возбуждено и по деятельности кредитных союзов Харьковщины. Однако порядка 30 кредитных союзов из 47 существующих в регионе продолжают свою работу и даже в кризисные годы не прекращали кредитования своих членов, отмечает Константин Гончаренко.

Всего же, по его словам, из 700 работающих на рынке Украины подобных учреждений только 43 (то есть 6% от общего количества) сегодня находятся в режиме особого сопровождения со стороны регулятора в лице Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины - в отношении должностных лиц этих союзов возбуждены уголовные дела.

Перед подписанием договора нужно проконсультироваться с юристом


Как сообщили в ЦОС МВДУ в Харьковской области, жалобы от обманутых клиентов кредитных союзов поступали в милицию неоднократно.

– Безусловно, в нынешней редакции Закона Украины «О кредитных союзах» последние остаются замечательным инструментом для различных мошеннических схем, – говорит юрист Юлия Петрашкина.

По словам специалиста, принцип работы кредитных союзов чем-то напоминает кооперативные организации. Деятельность кредитных союзов регламентирована не совсем четко - отсутствует фонд гарантирования вкладов, нет жестких правил формирования процентных ставок и т. д.

– Все это вместе с традиционным нежеланием определенной части наших сограждан обращаться за квалифицированной помощью к профессиональным юристам до подписания документов и приводит к тому, что, сэкономив 400-500 грн. на юридической консультации, человек теряет гораздо больше. Так, получив кредит в 12 тыс. грн. и уплатив определенные проценты за пользование им, по прошествии года человек вдруг обнаруживает, что вместе с телом кредита возврату подлежит еще около 3000-4000 грн., – говорит Юлия Петрашкина.

Среди вкладчиков распространяются панические настроения


– Кредитный союз – это структура с серьезным мировым опытом, одно из лучших изобретений в сфере взаимного кредитования физических лиц. И я думаю, что запрещение кредитных союзов – это неправильно, – считает доцент кафедры криминального права ХНЮА им. Ярослава Мудрого Анатолий Тарасенко. – Другое дело, что под вывеской союзов некоторые лица проворачивают жульнические схемы. Но это вовсе не означает, что нужно ликвидировать кредитные союзы как таковые – ведь никому не приходит в голову ликвидировать банковскую систему, хотя там обманутых кладчиков не меньше. Просто необходим контроль и учет.

По словам Константина Гончаренко, сегодня необходимо либо создать Фонд гарантирования вкладов членов кредитных союзов, либо распространить на них юрисдикцию уже существующего Фонда гарантирования вкладов физических лиц. Кроме того, нужен механизм рефинансирования с целью поддержания ликвидности учреждений со стороны кредитора последней инстанции в лице Национального банка Украины, а также проведение законодательной реформы в сфере деятельности союзов и государственного регулирования такой деятельности.

Между тем, прослышав о намерениях МВД «похоронить» кредитные союзы, их вкладчики, напуганные непонятной перспективой учреждений, начали забирать свои деньги. Если паника не утихнет, ее последствия могут стать роковыми для и без того ослабевшей кредитной отрасли.