Днем в минувший четверг внимание всех, кто оказался в этот момент на кругу около Южного вокзала, улице Полтавский шлях, площадях Розы Люксембург или Конституции, невольно привлек необычного вида трамвай. Вагончик с бортовым номером 100 сиял свежей краской, хотя деревянные оконные рамы, дуга и буфера старого образца, да и сам его дизайн однозначно свидетельствовали: этот трамвай — из прошлого. Выпуском на городские улицы восстановленного трамвая серии «Х» 1928 года выпуска коллектив КП «Горэлектротранс» отметил 100-летний юбилей электрического трамвая в Харькове.

Первый электрический трамвай вышел из ворот депо на улице Петинской (ныне — Плехановская) 3 июля 1906 года. Его маршрут пролегал по Петинской и Нетечинской улицам до Павловского рынка и обратно. Линия состояла из одной пары рельсов с многочисленными разъездами, из-за чего подолгу приходилось ожидать встречного вагона. На линии тогда курсировало 10 трамвайных вагонов, а два стояли в резерве. Эти 12 трамваев были закуплены городской управой в немецком Нюрнберге по цене 7333 рубля золотом каждый.
В вагоне того времени помещались не более 18 сидячих пассажиров, а ехал он со скоростью всего 10 километров в час. До конца 1906 года трамвай перевез в Харькове более миллиона человек, а в следующем году — более двух миллионов пассажиров. Проезд в трамвае стоил тогда 5 копеек. Лишь за полгода электрический трамвай принес городской казне прибыль в размере 855 тысяч рублей. В 1907 году линию трамвая продолжили по Клочковской, в 1911-м трамвай пошел по Грековской, а через год — по Кладбищенской (ныне — Муранова) улице. В 1912 году протяженность трамвайных линий в городе составляла уже 19 километров. В 1910 году вступило в эксплуатацию второе трамвайное депо — Пискуновское (впоследствии — Ленинское, которое было ликвидировано совсем недавно), а в 1928 году — третье — Краснооктябрьское. Именно для последнего Мытищинским заводом в Подмосковье были выпущены вагоны серии «Х» по разработкам харьковских специалистов. В 1928 году город получил 100 таких трамваев, а в 1929 году — еще 90. Трамвай серии «Х» обслуживал пассажиров до 1969 года, уступив затем дорогу более современным вагонам производства Рижского, Усть-Катавского и Пражского заводов.
Останки такого вагона долгие годы пролежали под забором одного из городских депо, и вот группа энтузиастов из «Горэлектротранса» решила восстановить старый трамвай, от которого сохранились лишь кузов, рама да колеса. По словам главного инженера предприятия Василия Витченко, для этого использовались детали с других трамваев, в частности — снегоочистителей; какие-то узлы изготавливались заново в ремонтных цехах Коминтерновского депо. Благо старые чертежи трамвая тоже сохранились. Но больше всего пришлось повозиться с двумя тяговыми двигателями, на восстановление которых ушло три месяца.
Первыми пассажирами обновленного трамвая стали городской голова Михаил Добкин, руководители «Горэлектротранса», журналисты.
— Я горд за наших людей, работающих в КП «Горэлектротранс», которые по крупицам собирали трамвай. Это наша история, и это просто здорово, — сказал во время импровизированной экскурсии по Харькову Михаил Добкин.
По словам мэра, этот трамвай в ближайшее время отправится в Одессу в распоряжение кинематографистов для участия в съемках многосерийного фильма «Ликвидация», а после возвращения в Харьков по выходным дням на нем будут проводиться экскурсии. Уже сейчас разрабатываются маршруты, которые были бы интересны харьковчанам и гостям города.
Сегодня протяженность трамвайных линий в Харькове составляет 242 километра, а парк трамваев насчитывает 372 вагона. 320 из них каждый день выходят на маршруты, перевозя 360 тысяч пассажиров. И хотя по скорости трамваю ныне трудно конкурировать с автобусами, «маршрутками» и метро, он продолжает оставаться популярным средством передвижения. Особенно — у многочисленной армии льготников, доля которых в городских перевозках составляет сегодня в Харькове 52 процента. А если подсчитать всех пассажиров, которых перевез трамвай в нашем городе за 100 лет, то выйдет около 20 миллиардов человек. Многая лета тебе, трамвай-труженик!