Заведующий постановочной частью ХНАТОБ Виталий Доценко давно стал легендой отечественных оперных театров.

Коллеги придумали для него множество уважительных прозвищ: Великий Доц, господин Доцик и мистер Паника. 13 февраля ему исполнилось 80 лет.

Танец заменили кружева и стразы


Мы встретились с Виталием Доценко на служебном входе ХНАТОБа. Легкий, как мотылек (в прошлом юбиляр был танцором), он тут же понесся демонстрировать свои «владения». Виталий Борисович в ответе за техническое оснащение спектаклей: костюмы, обувь, декорации, кулисы. Словом, он делает ту часть работы, о которой публика часто даже не задумывается. В ведении Виталия Доценко – прачечная, столярный, бутафорский и декорационный цеха, красильня, швейные мастерские и отдельный цех, где костюмы расшивают бусинками и стеклярусом. Театральный «гардероб» театра еле умещается в шести огромных складских помещениях – там хранятся 10 тысяч оперных и балетных костюмов.

Стремительно проносясь по помещениям с нарядами, Виталий Борисович успевает заметить все нелады и тут же раздает указания: на одном платье кружева оторвались – срочно пришить, на другом стразы ненадежно держатся – надо закрепить. Заведующий постановочной частью признается, что когда-то и сам очень любил вышивать крестиком, а однажды сшил своей тогда еще маленькой дочке роскошное платье.

Виталий Борисович разбирается в тканях, кружевах, мехах, коже, красках, нитках, бусинках, гвоздях и досках, причем хозяин он очень рачительный.

– Если бы вы знали, какие у него связи, – шепчет одна из сотрудниц театра. – Он знает в своей работе все до мелочей, в том числе и то, где и что можно достать подешевле. Если надо – может мгновенно сорваться и даже среди ночи помчаться в командировку.


– Если мне нравится спектакль – я вкладываю в него всю душу и не считаюсь ни со временем, ни с силами. Ни в одном театре нет таких материалов, как у меня. Я знаю, где купить ткани подешевле, на распродажах я – первый. Мне удалось достать роскошные аппликации, недорого приобрести ящики камешков. Где я все это беру? Не скажу, -- стойко хранит профессиональную тайну Виталий Борисович.

Господин Доцик может сплясать канкан


Угнаться за темпераментным, стремительно порхающим по служебным коридорам 80-летним юбиляром весьма затруднительно, и, бегая за ним, мы с фотокором, частенько теряем его из виду.

– Виталий Борисович носится по театру как реактивный и ругается со всеми подряд, – смеется директор Харьковского национального оперного театра Любовь Морозко. – Теодор Попеску называл его «мистер Паника». Виталий Борисович всегда нервничает: «Костюмы сшить не успеем; декорации не готовы; не хватает проволоки; для сапог нет нужной кожи; нитки рвутся, пуговицы отваливаются; парики не готовы и вообще спектакля не будет!». Но приходит время «Ч» -- и у нас есть и костюмы, и декорации, и парики. Виталий Доценко истинно театральный человек и уже стал всеукраинской легендой.


Подчиненным с таким неугомонным начальником работается непросто, но они не жалуются.

– Бывает, Виталий Борисович нас ругает, но человек он хороший, с ним можно дружить, – говорит начальник мужского костюмерного цеха ХНАТОБ Елена Лебедева. – Он для меня как отец: если мне плохо – иду к нему за советом.

– На него жалуются, но любят, – добавляет Любовь Георгиевна. – Его работники посвятили ему оду – красивые стихи, в которых называют его Великий Доц.


Директор ХАТОБ считает, что Виталий Доценко достоин Книги рекордов Гиннесса: в 80 лет возглавлять такой грандиозный участок работы сможет далеко не каждый.

– В это дело вложено полжизни, куча нервов и здоровья, – говорит Виталий Борисович и тут же признается, что не мог бы заниматься другой работой.

Рецепт его молодости – неугомонность, подвижность, общительность и отдых на любимой даче: летом там цветет целое море выращенных им цветов – и это еще одно увлечение именинника. Но танцы остались в его душе навсегда. Он и сейчас двигается так, будто несется в стремительном танце, и любая поза выдает в нем танцора.


– Раньше я действительно частенько выдавал па, а сейчас силы уже не те, – делится бывший танцор.

Впрочем, юбиляр все же признается, что и сейчас смог бы выдать двухминутный настоящий темпераментный канкан.

Он отдал театру всю жизнь
Виталий Доценко танцевал с детства. После школы постигал азы балета в студии при Куйбышевском оперном театре, затем учился на хореографическом отделении Днепропетровского театрального училища. Был артистом балетной группы в черкасском народном хоре, затем приехал в Харьков – 13 лет выступал в театре музкомедии. После 20-летней карьеры танцор переквалифицировался.

Сначала его пригласили на работу заведующего постановочной частью в театр им. Шевченко, но там бывшему танцору не хватало музыки.

Два с половиной года проработал заведующим постановочной частью в цирке. С 1976 года работает в Харьковском оперном театре.