Юбилейную дату, 60-летие святой Победы советского народа в Великой Отечественной войне, праздновали в каждой семье. Память не сотрешь: железным молохом, огненным катком прокатилась война по Харьковщине.

9 мая в семье Карпухиных из села Вербное собрались родные: отмечали праздник, договаривались встретиться назавтра — благо тоже выходной. Но радость праздника сменилась горечью потери — ночью 69-летнюю Валентину Карпухину насмерть сбил автомобиль, когда она возвращалась домой. Водитель с места происшествия скрылся. Правда, вечером того же дня в результате оперативно-розыскных мероприятий совершивший наезд был установлен и задержан. Им оказался 28-летний житель Балаклеи.

В прошлом году статистика неожиданно дала рост числа ДТП, после которых водители бежали с места происшествия. Ситуация немедленно была взята под особый контроль, приняты различные меры. В частности, активно проводились профилактические беседы с водителями. Результат оказался адекватен предпринятым усилиям.

Как рассказал старший инспектор отдела розыска УГАИ в Харьковской области майор милиции Виктор Иванович Иванников, достигнуто значительное снижение показателей по этому виду правонарушений. Для сравнения: за январь-апрель 2004 года зарегистрировано 193 таких ДТП, а за тот же период этого года — 148. При этом 26 человек погибли и 132 получили телесные повреждения различной степени тяжести.
Цифры, на первый взгляд, не такие и страшные, но тревогу вызывают: ведь это пятая часть всех зарегистрированных ДТП (807) и четверть смертельных случаев (100). В большинстве своем жертвами становятся пешеходы, чаще всего — в темное время суток на темных или плохо освещенных участках дороги. Работники госавтоинспекции постоянно говорят об этой проблеме, но для исправления ситуации делается явно недостаточно. Ответственные чиновники все объясняют недостатком денег.

За каждой сухой, безликой цифрой статистических данных ГАИ стоят конкретные люди, которые потеряли жизнь или здоровье, конкретные семьи, которые лишились отцов, матерей, детей — дорогих и любимых людей. И каждый пятый водитель пытается уйти от ответственности. Больше или меньше, но такие будут всегда — их не проймешь душеспасительными профилактическими беседами. Только закон и только суд помогают им осознать тяжесть совершенного, да и то не всегда.
Из числа скрывшихся водителей 79 уже установлено, и им обязательно придется отвечать по закону. Статья «Нарушение правил безопасности движения», например за гибель человека, предусматривает срок лишения свободы от 3 до 8 лет, А если жертва ДТП не одна, то наказание существенно ужесточается — от 7 до 12 лет. Сроки очень даже внушительные, да и тюрьма — не то место, где хочется задержаться; а уж если в деле фигурирует такое отягчающее обстоятельство, как побег с места происшествия, то на минимальное наказание можно даже не надеяться.
Так стоит ли ударяться в заячьи бега с такой мрачной перспективой «в конце туннеля»? Ведь ДТП — это чаще всего трагическая ошибка, а не нечто осознанное. Поэтому оно не ложится тяжким грузом, несмываемым пятном на жизнь и сознание виновника, тем более явившегося с повинной. И это существенно отличается от черного, ядовитого пятна малодушия, проявленного под воздействием паники, липкого страха, минутной слабости. Сохранить лицо, честь каждому человеку не менее, а подчас и более важно, чем свободу, здоровье или даже жизнь. Ведь с этим разъедающим личным позором придется жить и дальше, отбыв наказание.