Еще неделю назад автомобиль ВАЗ-21099 в автосалоне стоил на тысячу гривен меньше. Продавцы автомобилей объясняют: цены на отечественные авто растут, потому что Украина переходит на новый экологический стандарт «Евро-2». Экологи же утверждают, что производители машин перешли на этот стандарт еще два года назад.

«Daewo», «Шевроле», «Жигули», «Славуты» и «Таврии» — именно эти автомобили подорожали с начала июля. Прилично — от тысячи до четырех тысяч гривен. В автосалоне говорят, больше всего в цене выросли самые «массовые» модели, то есть те, в которых стоит карбюраторный двигатель. Эти двигатели уже давно не соответствуют экологическим нормам, в том числе и «Евро-2».
Виктор Лапшин, гендиректор ОАО «Харьков-Авто»: «На сегодняшний день спрос есть, но есть проблема в том, что на вот эти дешевые автомобили — «Таврии», «Славуты» — в связи с переходом на стандарты Евро-2
будет задержка. То есть этих автомобилей сейчас нет в продаже».
Причина — распоряжение Кабмина: с 1 июля госавтоинспекторы не регистрируют новые автомобили с карбюраторным двигателем. По данным заместителя начальника областного управления ГАИ Александра Азацкого, за эти дни в ведомство обратились десятки харьковчан, чтобы поставить на учет машину с карбюратором, но получали отказ.
Стандарт «Евро-2» в Украине действует еще с 2004-го, уверяют харьковские экологи. По стандартам важно не только иметь автомобиль с инжекторным двигателем вместо карбюраторного, но и наличие в нем так называемого «катализатора» — это прибор, который очищает выхлопные газы.
Но катализатор — не долго-житель. Экологи говорят, что с качеством харьковского бензина этот прибор протянет максимум полтора-два года — примерно 30 тысяч километров. Новый катализатор обойдется владельцу авто минимум в 800 гривен, максимум — в несколько тысяч долларов: все зависит от марки машины и объема двигателя. В Украине, уверяют специалисты, такие приборы пока не производят.