Православные христиане Харькова намерены не пустить в город «патриарха Киевского и всея Украины».

Массовая акция верующих Украинской Православной Церкви Московского патриархата, прошедшая две недели назад на площади Свободы в Харькове и направленная против визита в наш город Филарета — патриарха Украинской Православной Церкви Киевского патриархата, была воспринята харьковчанами, в большинстве своем воспитанными в атеистическом духе и далекими от церкви, по-разному. У одних она вызвала любопытство и удивление: почему православные протестуют, что делят и зачем? У других — раздражение: дескать, не могут церковники сами между собой разобраться. А у некоторых и возмущение: вот, мол, до чего Москва обнаглела, притесняет нашу родную Киевскую церковь. И первые, и вторые, и третьи, о чем свидетельствуют те же отзывы читателей на посвященную упомянутому событию публикацию «Вечерки», оказались далеки от понимания истинной сути происходящего.
Поэтому следующим логическим шагом православной общественности Харькова стала пресс-конференция, прошедшая в минувшую пятницу и посвященная «филаретовской» проблеме.
Суть этой проблемы, по словам представителя Харьковской епархии УПЦ МП протоиерея Александра (Заики), заключается в том, что патриарх Филарет, он же Михаил Денисенко, на самом деле не только не патриарх, но и не монах и не священник вовсе, а отлученный от церкви и преданный анафеме раскольник. Возглавляемая же им УПЦ КП, с точки зрения церковных законов и канонов, является не церковью, а простой общественной организацией, самовольно провозгласившей себя церковью.
Противостояние же самозваной «церкви» с церковью настоящей было спровоцировано и продолжает нагнетаться государством, которое покровительствует раскольникам. Впрочем, обо всем по порядку.
Как рассказал о. Александр, в советские времена Михаил Денисенко действительно являлся архиереем — Митрополитом Киевским и всея Украины Филаретом. Служил — не тужил и своей службой вполне отвечал генеральной линии партии. Эпоха демократии и гласности застала митрополита врасплох. Стали известны его поступки, несовместимые с монашеским саном. Как известно, митрополитом может быть только монах. А монах не должен иметь семьи и детей, давая соответствующий обет при постриге. Митрополит Филарет этот обет нарушил тайным гражданским браком и тремя детьми. На церковном соборе в Москве его в этом изобличили. А еще — в том, что митрополит долгие годы являлся штатным сотрудником КГБ в звании полковника и осведомителем той же организации под оперативным псевдонимом «Антонов».
Собор предложил Филарету оставить киевскую кафедру и понести покаяние, после чего ему могли дать другую кафедру. Что он, положив руку на Святое Евангелие, и поклялся сделать тотчас же по возвращении из Москвы в Киев. Но не сделал. А все потому, что описываемые события фактически совпали по времени с обретением Украиной независимости. На волне популярности лозунга «Прочь от Москвы!» митрополит Филарет выдвинул свой лозунг — «Независимой Украине — независимую церковь!» (несмотря на то, что УПЦ МП уже была к этому времени независимой) и объявил о создании т.н. «Киевского патриархата». То есть — учинил раскол.
В 1992 году в Харькове, в здании Покровского монастыря, был проведен Архиерейский Собор УПЦ, который возглавил Митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим. На этом соборе бывшего митрополита Филарета, как того требовали церковные законы, отлучили от церкви, лишили священнического и монашеского сана. Факт отлучения подтвердили все 15 поместных православных церквей, от Иерусалимского до Константинопольского Патриархата. Кроме того, церковь прокляла бывшего митрополита — наложила на него анафему. К такой мере прибегают лишь в исключительных случаях — Денисенко оказался в одном ряду с самозванцем Гришкой Отрепьевым, разбойником Емелькой Пугачевым, изменником гетманом Мазепой и большевиками. После этого от бывшего митрополита отреклись родное село и родная мать…
Далекому от церкви патриоту такая «жертва» может показаться даже благородной, а сам новоиспеченный «патриарх» — чуть ли не мучеником за счастье Украины. Только вот Украины ли? Или за свое личное, собственное счастье и власть? Для полноты картины приведу один интересный факт, о котором не упомянул на пресс-конференции о. Александр. В январе 1992 года народные депутаты Украины О. Шевченко, М. Мотюк, В. Чорновил, И. Бойко, В. Ивасюк, А. Глуховский, С. Головатый, Т. Нагулко и другие — всего 26 человек — подписали заявление, в котором, в частности, отмечали: «Не случайно Предстоятель Украинской Церкви митрополит Филарет правдами и неправдами ищет путей, быстро заменив свои лозунги, заручиться поддержкой нового правительства и сохранить свою порочную систему управления Церковью... именно митрополит Филарет (Денисенко) тесно связал свою тридцатилетнюю деятельность со службами КГБ, чтобы угодить власти КПСС, послужить безбожному правительству не столько в интересах Церкви, сколько ради карьеры и возможности держать церковь в Украине в руках единоличной диктатуры. Все это отталкивает от церкви людей, сводит на нет проповедническую, миссионерскую работу честного священства, углубляет вражду и содействует расколам».
Обратите внимание на фамилии депутатов, которые подписали это заявление. Их нельзя упрекнуть в отсутствии патриотизма. Многие из них добивались независимости Украины всю свою жизнь, некоторые сидели за нее в советских тюрьмах. А вот бывший крупный партийный функционер и первый президент независимой Украины Леонид Кравчук хотя в тюрьмах и не сидел и за независимость против советской власти не боролся, зато был кумом митрополита Филарета. От него-то Денисенко и получил поддержку в своей деятельности по созданию новой «церкви».
— Вместе с первым президентом они начинают захватывать церкви в Волынской области, где мне довелось тогда служить, — вспоминает о. Александр. — Нанимали за деньги людей, президент из Киева рекомендовал местным органам власти передавать церкви. А если те мешкали, то наемники окружали областную администрацию и требовали подписания документов о передаче им какого-либо храма. Когда чиновники не соглашались, в ход шли другие методы. В Луцке побили окна в здании администрации и силой заставили подписать распоряжение о передаче кафедрального собора. А потом толпа ринулась в этот собор, избила владыку Варфоломея и захватила собор. Двое священников стали на пороге с иконой. «Филаретовцы» вырвали икону из рук, бросили на пол и начали топтать ее с криками «Топчи московскую икону!»
Протоиерей Александр говорит, что по такому сценарию в годы президентства Кравчука происходили захваты многих других церквей в Западной Украине — осквернялись святыни, избивались священники... Причем милиция захватчиков не только поддерживала, но даже в некоторых случаях помогала вламываться в храмы…
Инициатива раскола — не единственная причина неприятия Филарета православными. Дело в том, что по тем же, действующим на протяжении многих столетий, церковным законам, отлученный от церкви и лишенный сана человек не может совершать службы. Говоря языком светским, проводимые таким человеком культовые обряды не носят сакрального характера, церковным — лишены Благодати Духа Святого и неканоничны. А Филарет — не просто расстрига. Он вдобавок еще и проклятый, или анафемствованный расстрига, который по законам церкви во время своих служб совершает не Таинства, а кощунства.
— Кого он полагает в епископы — тот не епископ, — говорит харьковский священник. — Кого эти «епископы» крестят, тот остается некрещеным, кого «венчают» — живет невенчанным…
Истинно верующие люди в вопросах веры на компромиссы не идут. Таких людей в Украине огромное количество. И почти все они не приняли Филарета в роли «киевского патриарха». Зато приняла власть в лице президента Ющенко и его сторонников. И вновь начала заигрывать с раскольниками, не делая различий между самопровозглашенной «церковью» и канонической церковью. Вернее, делая — в пользу «Киевского патриархата».
— Денисенко буквально сказал, что намерен «знищить руську церкву», — говорит председатель всеукраинской общественной организации «Союз православных граждан Украины» Валерий Кауров. — И он уже делает это сегодня вместе с Ющенко. Их план заключается в создании т.н. «единой поместной церкви». Сначала под эгидой Денисенко. А потом ее готов возглавить кардинал униатов Гузар, о чем он сам заявил. Таким образом, нас хотят привести к смене веры — окатоличить!
Как рассказал В. Кауров, как только Денисенко приезжает в какой-нибудь город Украины, там сразу мобилизуются верующие, выходят на улицы с крестными ходами, блокируют храмы и въезды в город, чтобы не допустить лжепатриарха. По его словам, совсем недавно его не пустили в свой город верующие Одессы. В городе Остроге Ровенской области вот уже девятый месяц православные не пускают «филаретовцев» в приглянувшийся им храм. А в Чернигове после того как в мае губернатор Лаврик подписал незаконное распоряжение о передаче «УПЦ КП» старинного Свято-Екатерининского собора, являющегося визитной карточкой города, православные из СПГУ заблокировали этот храм и охраняют его от посягательств раскольников и от самого Филарета, чей визит в Чернигов запланирован на ближайшие дни. А после Чернигова «его святейшество» намерен посетить и Харьков. Местные православные видят в визите «патриарха» в Харьков провокацию и не намерены его допустить. Одновременно с пресс-конференцией они обошли вокруг Харькова крестным ходом с чудотворной Песчанской иконой Божьей Матери.
В давние времена харьковчане обходили город с этой иконой во время эпидемий холеры и чумы. Сегодня не меньшую опасность они видят и в расколе. И уже обратились к администрации области и города с требованием не встречаться с «высоким гостем».
По словам В. Каурова, власти Одессы в свое время прислушались к такому обращению. Одесские мэр и губернатор отказались встречаться с Филаретом, одесситы забросали «патриарха» пищевыми отходами, а милиция была вынуждена эвакуировать того от греха подальше. Что будет в Харькове — неизвестно. Ибо единодушия властей, по-хоже, не наблюдается. По словам представителя православной общественности Харькова Владимира Брехунца, городская власть с пониманием отнеслась к позиции верующих. А вот областная, по имеющейся информации, собирается обеспечить поддержку визиту Денисенко, который, по некоторым данным, запланирован на 22 июля. Могут поддержать Филарета и организации вроде УНА-УНСО, «Поры» или какого-нибудь националистически настроенного казачества. В Харькове членов этих организаций немного, однако Денисенко может привезти с собой отряды боевиков, считают харьковчане. И опасаются возможных силовых инцидентов.
— Если Филарет вдруг покажется в храме, подтянутся люди, заблокируют вход в храм и в мощный громкоговоритель будут скандировать: «Филарету — анафема!» — делится тактическими планами Валерий Кауров. Но предупреждает:
— Когда люди его увидят, сдержать их будет трудно. Лучше до такого не допускать…
На стороне православных обещают выступить и харьковские казаки. По крайней мере, те, которые видят свою миссию в защите канонического православия.
— Нас всего 160 человек, но это тоже сила, — говорит командир Харьковского казачьего полка Алексей Федорков. — И мы готовы стоять до последнего, чтобы не пустить Филарета в Харьков.
На пресс-конференции, которая, по замыслу ее организаторов, должна стать превентивной мерой по недопущению возможных беспорядков, православные Харькова объявили город «территорией без Филарета». Вернее — без раскола, уточнил представитель Харьковской епархии УПЦ МП протоиерей Александр (Заика), заметив, что как частное лицо Михаил Антонович Денисенко имеет полное и законное право приехать в Харьков по личным делам, тогда как официальный «визит патриарха Киевского» может привести к непредсказуемым последствиям.