Нанимаясь на работу в московские семьи, нашим женщинам приходится «прогибаться под изменчивый мир», а мужчинам на стройках – пахать за троих, получая зарплату одного.

В свою очередь, россияне высоко ценят хороших «гастарбайтеров» – ведь свои граждане просят за те же услуги нереальные деньги.

В годы перестройки профессиональный программист, ведущий инженер одного из харьковских предприятий Людмила Зинченко, как и все в то время, задалась вопросом: чем заняться, чтобы заработать на пропитание?

– Начались задержки зарплаты, а у меня на руках ребенок и престарелая мать, – говорит Людмила Зинченко.

Женщина прекрасно шила, поэтому первое время пыталась прокормить семью с помощью иглы и нитки – брала индивидуальные заказы, отшивала «массовку» на продажу. Но потом поняла, что и этих денег не хватает, поэтому решилась круто поменять жизнь.

– Моя подруга давно работала в Москве няней, а поскольку меня в Харькове ничего не держало – дочь уже окончила университет, мужа у меня нет, я решила рвануть на заработки. Попросила подругу подыскать мне работу няни в Москве. Так случилось, что она сама собиралась уезжать, поэтому предложила мне свое место.

Хозяева поощряют билетами на концерт


Приехав в Москву, Людмила подробно выяснила у подруги свои обязанности, расспросила ее о характере ребенка и привычках и предпочтениях семьи. Говорит, поначалу было страшновато.

– Сомневалась в своих силах. Я ведь растила дочь, а это был 2-летний мальчик. Тем не менее, мне понравились и родители, и ребенок – смышленый, не капризный.

С тех пор прошло несколько лет. Людмила говорит, что за это время она превратилась в полноправного члена семьи – может высказать свое мнение по любому вопросу и дать дельный совет.

– Я для них как настоящая бабушка. Ребята ведь совсем молодые, по 30 лет, оба работают, – объясняет она.

Рабочий день Людмилы длится 24 часа. На ночные бдения она смотрит философски: мол, дети есть дети.

– Я просыпаюсь в 6.30 по московскому времени. Делаю зарядку, завтракаю, готовлю завтрак ребенку, завариваю чай на всю семью, – рассказывает она.

Дополнительная плата за готовку, шитье и штопку не предусмотрена. Люда говорит, что делает все это по собственной инициативе. А за это хозяева иногда балуют ее билетиком на концерт или подарочком «без повода».

Даты выходных дней оговариваются заранее. Впрочем, Людмила не слишком стремится к регулярным выходным.

– Я беру свободный день только в том случае, если мне нужно куда-то поехать или с подругой встретиться, – говорит женщина.

Хорошие украинские няни всегда в цене


Няню Люсю не раз приглашали работать в семьи с известными фамилиями, но она не смогла бросить «свою семью» даже ради больших денег.

– Помню, звали работать у Михаила Пореченкова. Две недели меня «штормило», я колебалась, но в итоге решила, что не могу оставить ребят. Ведь Артемка вешается мне на шею и шепчет: «Люся, я тебя люблю!» Как тут уйдешь?

Но расстаться все же придется. Мальчик вырос, и родители решили, что пятилетнему сорванцу пора вливаться в детский коллектив. Людмила не останется у разбитого корыта – хорошие украинские няни в Москве нарасхват.

Но остаться в российской столице навсегда Людмила согласна лишь при одном условии – если встретит там свою судьбу.

– А больше мне там делать нечего, – говорит она. – На покупку жилья я не заработаю. Средняя зарплата няни в Москве 700- 800 у.е. И я поехала туда, чтобы подзаработать и вернуться в родной Харьков.

Два диплома не помогли прокормить семью


Строительство и ремонт в России часто становятся едва ли не единственным выходом для безработного украинца. При желании работу в соседнем государстве «мастер на все руки» найдет всегда. В Украине же такие услуги фактически не востребованы – стройки заморожены, а делать капремонты в квартирах людям попросту не за что.

У 37-летнего Алексея Подгорного в шкафу пылятся два диплома о высшем образовании. Но, к сожалению, в инженерах и маркетологах страна перестала нуждаться давно.

– Я целыми днями сидел на интернет-сайтах, скупал газеты с объявлениями, выискивая вакансии по специальности, – говорит Алексей. – Но в большинстве случаев работодатели предлагали настолько мизерную оплату, что прокормить на нее семью было невозможно. Чтобы чем-то себя занять, я решил переклеить обои в собственной квартире, потом соседка-старушка попросила постелить ей линолеум, а я вызвался бесплатно положить ей плитку в ванной – ради опыта.

Поначалу было сложно, признается мужчина. Приходилось советоваться с бывалыми отделочниками, учиться по книгам типа «Ремонтируем сами». Так, незаметно для себя, Алексей освоил профессию «мастера на все руки» и получил первый заказ – капитальный ремонт у дальних родственников.

– Получилось неплохо. Потом к ним заглянули знакомые, ремонт понравился, попросили мой телефон – и с тех пор я «пошел по рукам», – смеется харьковчанин. – Приходилось ремонтировать офисы, магазины, квартиры, причем даже известных в городе людей.

Россияне за такие деньги работать не желают


Когда грянул кризис, работы не стало. Заработков от одиноких мелких заказов хватало разве что на скромное существование. Поэтому когда знакомые собирали бригаду для строительства коттеджей в России, согласился не раздумывая.

– Работодатели предоставили неплохие условия, – рассказывает харьковчанин. – Проживание и питание за их счет, если на выходные едешь в Харьков к семье – компенсируют дорожные расходы. Украинские строители там очень востребованы: мы готовы работать за деньги, которые, по российским меркам, считаются очень небольшими. Да, я работаю много, отдыхаю только ночью, во время сна. Зарплата – около $500. Для столь напряженного рабочего графика это, конечно, мало, но в Украине такие деньги заработать очень сложно.

Кстати, Украина сегодня занимает второе место по численности гастарбайтеров в России (первое традиционно держит Узбекистан), сообщает миграционная служба РФ. По официальной статистике, сегодня в России работает более 800 тысяч наших сограждан. Реальные цифры в разы больше – нелегальные трудяги исчисляются миллионами.