Директор Департамента транспорта и связи Харьковского городского совета Сергей Дульфан прокомментировал ситуацию с повышением стоимости проезда в метрополитене и горэлектротранспорте.

– Порядок расчета стоимости проезда в горэлектротранспорте и метро – это не прихоть органов местного самоуправления. Данные процессы регулируются постановлениями Кабмина, разработанными соответствующими министерствами. По метрополитену методика утверждена Минтрансом, по горэлектротранспорту – МинЖКХ. Методики предполагают формирование тарифа путем определения экономически обоснованных затрат. Условно эти затраты можно распределить на 3 составляющие: фонд заработной платы, тяговая электроэнергия и затраты на жизнедеятельность предприятия. Минимальная заработная плата у нас в стране неуклонно повышается, а значит увеличиваются и начисления на нее. В соответствии с постановлением Кабмина, и метро и горэлектротранспорт пользуются тарифами на электроэнергию в размере стоимости для населения. Но и она постоянно повышается. С момента последнего принятия тарифов на эти два вида транспорта стоимость электроэнергии для населения неоднократно изменялась, а значит – увеличивались и затраты предприятий. В том числе – затраты на жизнедеятельность предприятия. Это, в первую очередь, комплекс мер, направленных на обеспечение безопасности и комфорта перевозки пассажиров, то есть работы, связанные с содержанием и техническим обслуживанием подвижного состава.

Разница тарифов между горэлектротранспортом и метрополитеном объясняется тем, что метрополитен расположен в подземных сооружениях. А это требует абсолютно другого содержания и ухода.

Совокупность всех трех составляющих и составляет себестоимость услуги, то есть тариф без нормативной прибыли. Это минимально необходимые затраты для жизнедеятельности данных видов транспорта. Их хватит для поддержания транспорта в работоспособном состоянии и обеспечения безопасности и комфорта пассажиров. О прибыли или об инвестиционной составляющей мы не говорим вообще. Эти затраты берет на себя город путем предоставления одному и второму предприятию дополнительных финансовых возможностей – и в виде льготы на землю, и в виде финансовой помощи, а также государство – в виде в софинансирования закупки подвижного состава.
Предприятие находится в коммунальной собственности, а значит, является общей собственностью жителей нашего города. Как рачительный хозяин каждый харьковчанин должен быть заинтересован в том, чтобы его предприятие, его имущество могло нормально функционировать.

– Какова ситуация с выплатой компенсации по льготному контингенту?

– Расчетные величины по компенсации перевозки лиц льготных категорий существенно отличаются от тех сумм, которые мы получаем из госбюджета. Они позволяют покрывать максимум 12-16% убытков предприятия, получаемых от перевозки льготников.

– Как обстоит дело с выплатой зарплат в сотрудникам метрополитена и «Горэлектротранса»?

– На сегодня долги по заработной плате отсутствуют на обоих предприятиях.

– Скажется ли новый тариф на работе предприятий и какие изменения смогут почувствовать харьковчане?

– Разница между существующим и новым тарифом будет формировать дополнительный финансовый поток, который уменьшит убытки обоих предприятий. Часть средств будет направлена на капитальный и текущий ремонт подвижного состава. Предприятия смогут улучшить показатели расчетов с облэнерго и не допустить формирование задолженности по заработной плате. Возможность закупки запасных частей повлияет на ускорение ремонтов, а значит – на линии можно будет выпустить большее количество подвижного состава. Полная выплата заработной платы повлияет на приток кадров на предприятия. А это – гарантия их устойчивости.