Имя харьковчанина, первого «русского» матадора Романа Карпухина, занесено в Книгу рекордов Гиннесса. Он «заболел» корридой много лет назад и терпеливо шел к своей мечте.

Жизненный путь 43-летнего харьковчанина Романа Карпухина действительно похож на большую испанскую корриду. Чемпион СССР по бальным танцам, мужчина, покоривший сердце известной испанской актрисы, пока не сумел обрести личного счастья.

Уроженец Чугуева, выросший в семье военнослужащего, с детства пытался проявить себя в творчестве и жаждал риска. Именно это заставило его, первоклассника, самостоятельно записаться в музыкальную школу и в кружок бальных танцев, а в более старшем возрасте пристраститься к авторалли. Впрочем, родители видели в сыне исключительно офицера и творческие порывы не поддерживали.

Из уважения к профессии отца Роман поступил в Харьковское высшее военное авиационное инженерное училище, но танцы не бросил. Более того, даже добился открытия танцевального кружка при учебном заведении, где обучал курсантов танцевальным премудростям.

После окончания училища новоиспеченного офицера распределили в Московский военный округ. За время службы Роман умудрился стать двукратным чемпионом России по бальным танцам и попасть в состав сборной Советского Союза.

– Первая поездка в Мюнхен на чемпионат мира — особая история, – смеется Роман. – Тогда офицерам нельзя было выезжать за границу, и вопрос о моем участии в чемпионате решался на высоком уровне – тогдашний министр культуры лично просил министра обороны Язова, чтобы меня выпустили.

На тот момент Карпухин был единственным танцующим офицером на территории СНГ, поэтому в организованную им детскую школу танцев ребят повели косяками. А сам коллектив стали приглашать на различные мероприятия высокого уровня. По линии ЮНЕСКО тренер Карпухин вместе со своим танцевальным коллективом попал с культурной программой в Испанию. Дети жили в испанских семьях, и один из маленьких танцоров поселился в доме потомственного тореро Мануэля Амадора. Это стечение обстоятельств перевернуло жизнь советского офицера с ног на голову – пообщавшись с матадором, он «заболел» корридой.

Правдами и неправдами, используя знакомства с испанскими коллегами, Карпухин добился официального приглашения в Испанию в качестве тренера по бальным танцам.

– Я поехал преподавать в определенную школу, – вспоминает Роман. – Но получилось так, что поработал там всего один день, и школа закрылась. На второй день пребывания в чужой стране я лишился работы, остался без денег, потому что у меня стащили кошелек. К счастью, документы на право работы остались при мне. Пока искал подработку, ночевать приходилось на пляжах, на скамейках, но было интересно – судьба испытывала меня.

Он стойко принимал все лишения, чтобы когда-нибудь выйти на арену и сразиться с быком. Для этого нужны были средства, и первой официальной работой Романа стал пост охранника на входе в публичный дом.

– Кем я только не работал, – делится Роман Карпухин, – водителем грузовика, оператором мобильных кранов, вытаскивал китов из порта, строил мосты, дома, даже принимал участие в постройке знаменитого собора святого семейства Гауди, которое ведется уже больше ста лет.

Зарабатывать на корриде не собирался


Спустя некоторое время, поднакопив деньжат, харьковчанин поступил в Барселонскую школу корриды.

– На тот момент мне было почти 33 года, и среди мальчишек-подростков я выглядел стариком, – рассказывает Роман. – В Испании быть матадором престижно, эта профессия достаточно прибыльна. В зависимости от категории арены есть возможность заработать от двух до двухсот тысяч евро за выступление.

Между тем пробиться в элитную группу с большими заработками под силу не каждому – нужно уметь преодолевать страх, быть морально готовым к травмам. По словам Романа Карпухина, финансовая сторона интересовала его меньше всего. Он жаждал адреналина. И ради этого готов был на все.

– Изучение теории в школе было бесплатным, – говорит мужчина, – но практика работы с животными стоила порядка 400 евро за полчаса. С племенным быком можно поработать всего один раз, после такой тренировки его больше нигде нельзя применить, кроме как в пищу, поэтому и цены такие высокие. Кроме того, теория – это одно, а когда сталкиваешься со своим партнером-быком глаза в глаза – знания куда-то улетучиваются.


Спустя год мечта Карпухина стала приобретать реальные очертания – на пути к арене загорелся зеленый свет.

– Я основательно подготовился, – рассказывает тореро, – пошил костюм, который стоил порядка 2500 евро. Для этого мне пришлось брать кредит в банке, чтобы успеть за десять дней сделать то, что мастера делают за месяц, – ведь вся расшивка делается вручную.

Впрочем, одного лишь костюма и моральной подготовки оказалось недостаточно – в мире корриды существуют свои законы, где славянскому тореро, по мнению коренных испанцев, места нет.

– Продюсеры мероприятия решили использовать меня как пиар-ход, но при этом не дать мне вырасти как матадору, – предполагает Роман. – Самый легкий путь – сбить меня с толку, и им это удалось.

Мама испытала шок, увидев на арене быка


Весть о дебюте российского матадора на испанской арене первой категории разлетелась по всему миру. Афиши с именем Романа Карпухина были расклеены по всей Испании, трибуны забиты под завязку, на действо съехалась мировая пресса. Роман впервые надел неудобный, сковывающий движения костюм тореро и напрягся до предела, пытаясь контролировать чувство страха.

– И тут, прямо перед выходом на арену, организаторы сообщают, что в моем страховом полисе какая-то ошибка, и в случае травмы вся ответственность будет лежать на мне. В итоге им удалось заставить меня психовать. Я потерял нужный настрой, и на арену вышел в полной растерянности, – признается мужчина. – Моя мама присутствовала на этом выступлении и, похоже, испытала шок, когда увидела выбежавшего бычка. Когда я нашел ее глазами на трибуне, она только пожала плечами, показав свое полное бессилие.

Сама же публика разделилась на две части – одна поддерживала приезжего выскочку, другая же была заинтересована в его провале. Родственники других матадоров сочли ужасной несправедливостью тот факт, что на никому не известного тореро обращены все телекамеры.

– Потом вся пресса писала: «Славянский матадор аплодировал своим коллегам», – говорит Роман Карпухин. – Оказалось, в мире корриды это нонсенс, у них заведено, что матадор матадору – конкурент и каждый горит желанием, чтобы его коллега провалился на выступлении.


Роман считает, что его первое выступление оказалось провальным, хотя спецы придерживались другого мнения и стали приглашать «заграничную диковинку» выступать наряду с лучшими испанскими матадорами. Кроме того, Карпухина сразу же занесли в Книгу рекордов Гиннесса как первого «русского» матадора.

Цель корриды – сохранить жизнь быку


– Коррида была моим хобби, – признается матадор. За три года я выступил всего 26 раз – это очень мало. А поскольку я не собирался этим зарабатывать, большинство выступлений проходили на благотворительных мероприятиях. Я пошел в корриду, чтобы понять, ради чего человек идет на такой риск. Обывателю кажется, что рисковать жизнью можно ради денег или еще каких-то материальных ценностей. На самом деле смысл корриды в том, чтобы сохранить жизнь быку. Ведь самый главный трофей матадора – это индульто, когда публика считает быка настолько достойным, что решает сохранить ему жизнь.

Кстати, существует и рейтинг матадоров, позиции в котором зависят
от количества выступлений и полученных трофеев – начиная от редких аплодисментов и оваций до бычьих ушей и хвоста, которые считаются неплохой добычей.

– У меня рейтинг был небольшой, потому что выступлений мало, – говорит Роман. – Но в списке матадоров, которых больше тысячи, я есть. И удостоверение матадора у меня до сих пор действующее, то есть я могу в любой момент вернуться на арену. И хотелось бы вернуться, но в Каталонии бои с быками запретили.

Харьковчанина заметили в Голливуде


В какой-то момент необычного тореро пригласили работать каскадером в парк приключений Port Aventura, а вскоре случился и первый опыт съемок в большом кино.

– Это был голливудский фильм «Москва Zero». В главных ролях должны были сниматься я и Алисия Сильверстоун, – рассказывает Роман Карпухин. – В качестве дублеров пригласили Вэла Килмера и Оксану Акиньшину. Но Алисия категорически отказалась сниматься с неизвестным Романом Карпухиным, и режиссер поставил на мою роль Вэла Килмера. В итоге Сильверстоун не смогла приехать на съемки и главные роли сыграли Акиньшина и Килмер.

Впрочем, чувство досады компенсировалось другим – Романа заметили российские режиссеры и до сих пор приглашают на различные роли.

Коррида в жизни и любви


Покинуть Испанию харьковчанина заставила собственная жизненная коррида. Вот уже девять лет он борется с испанской судебной системой за право быть отцом единственному сыну.

– В Испании у меня родился ребенок, – делится Роман. – А поскольку мы не были в официальном браке с его матерью, я фактически не имею никаких прав как отец. В попытках отстоять свое отцовство мне пришлось пройти через вереницу судов, объявлять голодовку в знак протеста против несправедливо вынесенных решений и обращаться в Европейский суд по правам человека.

Подлил масла в огонь и неудачный роман с известной испанской актрисой Сильвией Тортоса.

– Я влюбился без оглядки, – рассказывает Роман. – И хотя Сильвия была старше меня на 20 лет, она могла бы дать фору молодым – это удивительно красивая и умная женщина. Отношения продлились два с половиной года и были бессовестно прерваны приятелем Сильвии, который подковерными манипуляциями попросту нас рассорил.

Спустя несколько лет Роман сумел залечить душевные раны и совсем уж было устроил личную жизнь, но и здесь судьба внесла свои поправки.

– Перед Новым годом я сделал предложение любимой женщине, и оно было принято, – вздыхает матадор. – Но у нее трое детей, и старшие не одобрили мою кандидатуру.

Сейчас первый «русский» матадор, харьковчанин Роман Карпухин, живет в Москве и планирует перенести корриду на театральные подмостки.

– Вместе с одним московским драматургом мы делаем моно-спектакль, основанный на фактах из моей жизни под рабочим названием «Коррида жизни и любви», – рассказывает матадор. – Уникальность проекта в том, что я подаю информацию от первого лица, а все реквизиты, которые будут использованы, – реальные: мои костюмы, оружие и трофеи – чучела двух убитых мною быков, которые «оживут» на сцене, и я буду исповедоваться перед ними, просить прощения за то, что не смог сохранить им жизнь.