В начале апреля Харьков увидит нашумевший спектакль «Кармен.ТВ» киевского хореографа Раду Поклитару.

Постановку более восьмидесяти раз показывали во многих странах мира, однако в Первую столицу киевская труппа приехала впервые.

Это первый спектакль театра «Киев модерн балет», который сразу же стал его визитной карточкой.

– За него мы получили свои первые премии на международных конкурсах, в 2007 году две «Киевских пекторали» – как лучший спектакль года и за лучшую работу балетмейстера, – говорит художественный руководитель театра Раду Поклитару. – Есть украинские города, в которых мы бываем постоянно – Херсон, Донецк, Одесса. И я рад, что мы, пусть и поздно, но появимся на харьковской сцене.

Выбирая музыку для спектакля, хореограф хотел использовать «Кармен-сюиту» Родиона Щедрина, однако судьба распорядилась иначе.

– Мы подали письменный запрос на использование музыки в агентство, которое занимается авторскими правами, – рассказывает Раду. – Вскоре пришел ответ: конечно, берите, только предварительно скажите, сколько будет человек в зале, сколько спектаклей будет показано за сезон, какова цена на билеты, какой средний рост артистов… Я понял, что ответа на эти вопросы не знаю. Иду по улице в печали, и вдруг меня озарила мысль: а ведь Жорж Бизе тоже писал неплохую музыку, и он претензий не предъявит.

На круизных судах артисты зарабатывают в пять раз больше


Раду Поклитару признается: сейчас он занимается выработкой собственного стиля в танце, не основанного на классическом балете. А поскольку новое — это всегда неизвестность, в том числе и финансовая, поддерживать постоянный состав труппы удается с трудом.

– Мои артисты не могут пойти работать ни в один театр мира, потому что они не балетные, – рассказывает хореограф. – Но они востребованы в любом проявлении шоу-бизнеса, поэтому иногда люди от меня уходят. К примеру, находят работу на круизных судах, где они танцуют по пять шоу за день и зарабатывают в пять раз больше, чем в Киеве. Сейчас в моей труппе 22 человека — единомышленники, на которых я могу опереться.

Всего в арсенале театра «Киев модерн балет» около десятка спектаклей. И несмотря на глобальный недостаток финансов, балетмейстер старается побаловать своего зрителя чем-то новеньким. Или хорошо забытым стареньким.

– На глобальные постановки типа «Щелкунчика», где масса костюмов и огромные декорации, сейчас не замахиваемся, – делится руководитель труппы. – Мы работаем над постановкой камерного произведения – ремейка спектакля «In PIVO veritas», который я очень давно сделал в Минске. Из всех моих балетов это самый долгоиграющий, он шел десять лет. При этом спектакль абсолютно бессюжетный, зато там очень хорошая музыка, много танца и юмора. Я считаю, это неплохие составляющие, чтобы оправдать его появление на киевской сцене.

Хореографа узнают на улицах


Впрочем, собственной популярности театр «Киев модерн балет» частично обязан и всевозможным танцевальным телешоу. К примеру «Танцам со звездами-3», где хореограф сейчас «подрабатывает» судьей.

– Таких проектов у меня было немало, – признается Раду. – Я очень удивлен, но оказывается, народ их смотрит и благодаря этим шоу меня узнало нереальное количество людей. Бывало, выхожу на улицу — люди мне улыбаются, пытаются заговорить. Думаю: откуда они меня знают? Оказывается, по телевизору видели.

По словам Поклитару, подобные шоу популяризируют современный танец очень однобоко. Однако выгода от этих проектов для самого Раду очевидна — его узнаваемость как судьи телешоу стабильно обеспечивает аншлаги его театру.

– Мое лицо показали по телевизору — и люди пошли покупать билеты, – радуется хореограф. – Благодаря таким шоу у нас всегда полные залы, и я очень этому рад.