Харьковские театралы наконец-то смогли увидеть и оценить работу питерского режиссера Владимира Тыкке. Спектакль «Двадцать два поцелуя, четыре обморока и одна мигрень» по пьесам Антона Чехова стал последней премьерой этого сезона.

Владимир Тыкке приехал в Харьков по приглашению Андрея Жолдака. Говорит, что с худруком харьковского театра знаком еще со времен его режиссерства в театре им. Франко. Тобилевич IV ставил в театре Владимира Тыкке спектакль «Тарас Бульба». Теперь пришел черед питерского режиссера «отрабатывать долг».
— Андрей решил, что актеры немного подустали от него и от его системы, поэтому и предложил мне с ними поработать, — говорит Владимир Тыкке. — А мне любопытно было поработать с его труппой.

В родной стране далеко не все понимают и принимают эксперименты Андрея Жолдака, но питерский гость говорит, что ему очень импонирует творчество украинского коллеги. Владимир Тыкке имел возможность оценить «шевченковцев» как на фестивале «Балтийский дом», так и позже, когда театр приезжал с гастролями.
— Это нетрадиционно, необычно, неожиданно, эпатажно. Я нигде подобного не видел. Я бы сказал, что Жолдак дал начало новому театральному направлению.

С Харьковом у Владимира тоже давние связи. Тридцать пять лет назад он, тогда еще в качестве актера, приезжал в наш город на гастроли с труппой театра им. Ленинского комсомола. Театр тогда имел колоссальный успех. Владимир до сих пор хранит вырезку из «Вечерки» об их выступлении. В этот раз режиссер увезет не одну статью, но речь в них будет идти уже о его режиссерской работе.
Материал для постановки режиссер выбирал вместе с Андреем Жолдаком. Владимир предлагал несколько вариантов, в частности «Трех мушкетеров», «Недоросля», но худрук украинской драмы остановился на одноактных пьесах Чехова. И не прогадал. Здесь и режиссеру было где развернуться, и актерам — над чем потрудиться. «Шевченковцам» довелось вспомнить все то, чему учили на театральных факультетах, поработать над ролями, образами и даже учить слова, чего им давненько не доводилось делать. Хотя артисты говорят, что перестроиться на былой лад было несложно. Причем участвовать в новой постановке изъявило желание гораздо больше актеров, чем требовалось. Режиссеру ничего не оставалось, как репетировать с двумя составами.
Три абсолютно разные пьесы Чехова — «Предложение», «Медведь» и «Лебединая песня» — Владимир Тыкке объединил в одной постановке, причем смотрелись они довольно складно.
— Это хоть и маленькие пьесы, но очень актерские, игровые — говорит Владимир Тыкке. — В «Предложении» играют молодые актеры, старательные, которые очень ответственно относятся к тому, что делают в театре, в жизни. «Медведь» — для более зрелых актеров, которые кое-что уже могут себе позволить на сцене. «Лебединая песня» — для мастеров, у которых за плечами огромный творческий опыт и театральная жизнь.
Первые две пьесы — легкие, комичные, и актеры в них шалят вовсю. Зато «Лебединая песня» — о серьезном, о жизни, о старости; она наталкивает на размышления, а порой заставляет даже прослезиться. Зрители говорят, что давно в театре украинской драмы не было таких душевных спектаклей. Актеры спектакль отыграли на одном дыхании. По всему было видно, что им работа в удовольствие. Режиссер тоже остался доволен и работой, и ее результатом. Говорит, что работалось очень легко, труппа выученная, актеры гибкие и все понимают с полуслова. Владимир Тыкке заверил, что с удовольствием поставил бы с «шевченковцами» еще что-нибудь. Уже даже имеются идеи на сей счет, осталось их оговорить с художественным руководителем театра.