Я родился и вырос в той Великой Державе, где несоблюдение закона считалось преступлением и каралось. В нынешней Украине именно выполнение и соблюдение законов считается моветоном.

Проиллюстрирую это на примере Закона
«О социальной защите детей войны». Приняли его, несмотря на безумное сопротивление докторов наук из правительства, которые смогли найти десяток миллиардов на зарплаты и пенсии себе и своему чиновничьему генералитету, но не хотели отыскать несколько миллиардов на старых людей, которые строили, а не разворовывали это Государство. Под давлением выборов закон приняли, и он вступил в силу. Дети войны — давно уже пенсионеры, поэтому я остановлюсь лишь на двух льготах. В законе четко сказано:
— бесплатный проезд всеми видами городского пассажирского транспорта, автомобильным транспортом общего пользования в сельской местности, железнодорожным и
водным транспортом пригородного сообщения и автобусами пригородных маршрутов в пределах области (Автономная Республика Крым) по месту
жительства;
— право на 25% скидку при плате за коммунальные услуги (газ, электроэнергия и тому подобное) в пределах средних норм потребления.
Закон принят. Он вступил в действие. Так что не обсуждать его, а выполнять обязаны чиновники всех уровней. Что же на деле? Начну с коммунальных услуг, которые предоставляют ЖЭКи. Здесь Закон «о социальной защите детей войны» перекликается с Законом «О жилищно-комунальных услугах». Дело в том, что по Закону «О жилищно-коммунальных услугах», который вступил в силу с 1.01.2006 жильцы должны заключить с ЖЭКами договор на обслуживание с перечнем услуг, которые им предоставляет ЖЭК. Закон был принят в 2004 году. Проследим, как он шел на места. Во исполнение положений этого закона уже 10.08.2004 Государственный Комитет Украины по вопросам жилищно-комунального хозяйства издает приказ № 150 с перечнем 1218 услуг, которые могут предоставлять ЖЭКи. 12.07.2005 Кабмин издает Постановление № 560, в котором приводится методика расчета стоимости оказания этих услуг и приводится типовой договор на предоставление услуг по содержанию дома, строений и приусадебной территории. 30.08.05 уже Львовский горсовет издает решение № 1032 «Об упорядочении тарифов на услуги по содержанию домов и придомовой территории для населения г. Львова», к которому прилагает опять же типовой договор и пакет базовых и иных услуг, из которых жильцы должны выбрать соответствующие их условиям. Выдержки из этого решения были опубликованы в львовской газете «Ратуша». На этом все и закончилось. Я, например, уже полгода не могу заключить с ЖЭКом такой договор. Сначала «не могли» предоставить перечень услуг, на которые заключается договор. Я даже обратился в суд с иском к ЖЭКу, чтобы предоставили этот перечень и заключили со мной договор. Увы, известный на всю Европу Сыхивский районный суд в лице судьи Крайник вместо того чтобы рассмотреть дело по существу и принудить ЖЭК показать тот перечень и заключить договор, привлек меня к ответственности за то, что в кабинете посмел сфотографировать судью. Это, кстати, разрешено п. 8. ст. 6. Гражданско-процессуального кодекса Украины и не запрещено п. 2 ст. 9. Закона «о судоустройстве Украины». Но какое дело судье, которая получает теперь зарплату в 20 раз больше, чем моя пенсия, до тех законов! Разве же наши судьи с их заоблачными зарплатами и пенсиями способны отстаивать интересы простых граждан? Тем судом я так ничего и не добился. Сдирают с меня без договора за услуги, которые никогда не предоставлялись и предоставляться не могут! Сейчас я получил статус «дети войны» и потребовал, чтобы мне учли те 25% скидки. Оказывается, по ведомственным подзаконным актам скидка относится лишь к вывозу мусора. Одной из немногих услуг, которая действительно предоставляется, к тому же не ЖЭКом! ЖЭКи так и не удосужились разработать договоры, учитывающие индивидуальные особенности каждого дома. Я так и должен платить за дератизацию мусоропровода, которого у нас нет, за уборку помещений подвалов, чердаков и технических этажей, которые у нас наглухо закрыты. Нанимать людей для любых ремонтов, платить им, а затем еще и ЖЭКу! На введение закона в силу было отведено почти два года. Спрашивается, чем занимается заместитель городского председателя по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, если ни в одном ЖЭКе так и не приступили к внедрению этого закона?
Сейчас нам твердят о необходимости повышения квартплаты в связи с увеличением тарифов на газ и электроэнергию. Действительно, надо быть доктором оккультных наук, чтобы додуматься до такого. Ни в одной из тех услуг, которые приведены в перечне базовых, не предусмотрено использование газа или электроэнергии! Кто позволил ЖЭКовскому начальству корректировать закон и ограничивать его только вывозом мусора?
А теперь поговорим о том бесплатном проезде всеми видами городского пассажирского транспорта. Я живу в спальном районе Львова — Сыхове, недалеко от конечной остановки. Вчера в 10 часов утра, когда автобусы полупустые, пошел на эту конечную остановку «Санта-Барбара», стал заходить в маршрутки (по Закону теперь и они обязаны бесплатно перевозить детей войны) и показывать пенсионное удостоверение со штампиком «Дети войны». Из 15 маршруток, находящихся на остановке, только водители маршруток № 81, № 13 и № 86, вздохнув, говорили — заходите! Все другие злобно рычали: «Дети войны должны платить», когда же показывал распечатку закона, посылали по Ющенко с Тимошенко (так ныне матюгаются на Украине) и отсылали к своим хозяевам. Говорили, что в перечне льготников (добавляю), который они получили в прошлом месяце, то есть после вступления в действие закона, никаких «детей войны» нет. Лишь мой ровесник из маршрута № 10 указал на вывешенное в салоне обращение руководства, в котором объяснялось, что мэрия выплатила компенсации только на три маршрута, ими только и могут пользоваться льготники.
Закон вступил в действие, а каждый пан и подпанок берет на себя смелость его отменять.
Мэрия денег на компенсации не имеет. Потому что для того чтобы они были, нужно работать с головой, а не существовать на взятки! Деньги мы получаем из налогов на те же маршрутки. А хоть кто-то проверял, сколько маршруток имеет владелец и сколько задекларировал? Почти каждый владелец имеет на 30% машин больше, чем заявляет. А это же налоги, которые идут мимо казны!
Я разговаривал с водителями разных типов маршруток. Микро- и средних. Вот что удивляет. Водитель того же 81-го маршрута на 12 посадочных мест имеет дневную норму в 400 пассажиров минус 20 льготников (2 места для ветеранов ОУН-УПА), то есть 380. А его коллега на маршруте № 86 на 15 посадочных мест имеет норму 370 (3 льготных места), а вот водитель маршрута № 85 среднего класса, который вмещает вдвое больше пассажиров, имеет норму в 350 пассажиров (5 льготных мест). Я спрашивал у водителя микроавтобуса, сколько он имеет за день — 50-150 грн. Сколько же имеет хозяин автобуса среднего класса? а ЛАЗа? При этом, какой бы ни был статус — ветерана ВОВ или «Детей войны», количество льготных мест в автобусе все равно не увеличивается! Скажите, а кто давал право местным панам ограничивать права ветеранов теми 2-5 льготными местами? Не думайте, что я обрушиваюсь на водителей. Их деньги зарабатываются сверхтяжело. Выходит шофер на смену в 6 утра, а заканчивает после 21 часа. А ведь в советские времена по технике безопасности запрещалось находиться за рулем непрерывно более 6 часов! Но это было в той Жизни, в том Государстве. Теперь не до техники безопасности. Превыше всего техника наживы. Власть, предавшая Майдан, довела народ до того, что у нас не только чиновники — все перестали доверять друг другу. Вот и работают водители непрерывно весь день, ибо не доверяют сменщику! А мы им вынуждены доверять свои жизни!
Все ремонты водитель делает за свой счет. За смену тратит бак бензина. Емкость бака от 30 до 80 л (на 12 мест — 30; 15 мест — 50; среднего класса — 80 л солярки). Пусть в настоящее время бензин А-92, как и солярка, стоит 3,5 грн. Водитель микро тратит на горючее 105 грн. из 380 плановых, 15-местного — 175 из 370 плановых, а среднего — 280 из 350 плановых.
А теперь подумайте сами. Водитель автобуса на 12 посадочных мест имеет 50-150 грн. чистыми ежедневно. Неужели его хозяин имеет с его смены меньше? Одни и те же нормы установлены и для автобусов на 12 посадочных мест, и для больших ЛАЗов на 32 посадочных места. Да они тех 400 пассажиров перевозят уже за первые 2 часа с полвосьмого до полдесятого утра! А дальше чистая, неучтенная прибыль! Все знают, что на каждом маршруте свой пассажиропоток. Все знают, что в зависимости от этого пассажиропотока и вместимости автобуса должен выбираться плановый показатель. Но тогда откуда брать черный нал на финансирование выборных и других кампаний? Ведь именно для создания этого черного нала и отменили обилечивание пассажиров.
Я вырос в государстве, в котором придерживались законов. Когда ими стали пренебрегать, того государства не стало! Назовите министра, депутата, чиновника, который в нынешней Украине придерживается закона! Да сам президент не грешит этим! А с этого несоблюдения законов и начинается гибель государства!
Не будем досказывать, рвя рубаху на груди, что это закон популистский и его нельзя выполнить. Кто его не выполняет — тот преступник, какую бы должность он ни занимал!
Что сделать, чтобы этот закон выполнялся?
Перевозчикам должны компенсировать потери на перевозку льготных пассажиров. А для этого в первую очередь нужно провести учет льготников. Нам его уже давно обещают, но что-то я ни в одной львовской газете, в том числе и в газете мэрии «Ратуша», не видел цифр, которые указывают на количество тех льготников. Мало того, этот учет желательно иметь порайонно, с картографической привязкой, чтобы выявить льготные пассажиропотоки по направлениям. Эта работа была бы хорошей практикой для студентов соответствующего факультета Львовской политехники. В моей юности на практику мы ездили на картошку, строили коровники. Никто нам за это ничего не платил. Но обделенными мы себя не чувствовали. Не будут обделенными и нынешние студенты, если будут знать, что работают на городскую громаду, а не на зажравшихся чиновников!
Но даже зная, сколько и на каком маршруте перевозят льготников, нужно отыскать на это средства. А где, кроме налогов с городских перевозок, можно их добыть? А для этого нужно установить новые нормы пассажирских перевозок. Не скопом, а на каждый маршрут, на каждый тип автобуса. И эту работу охотно выполнили бы студенты. Именно студенты, ведь наши чиновники привыкли только деньги хапать, а данные брать либо у тех же перевозчиков, либо с потолка!
И наконец последнее. В настоящее время наш чиновник абсолютно бесконтролен. А нет контроля — нет и надлежащего выполнения. Время безвластия и беспорядка, кажется, наконец заканчивается. Главой парламента стал человек, за которого я голосовал на всех президентских выборах, который, несмотря на такой большой парламентский стаж, ничего не украл и никогда не врал. Который вырос в той же Державе, что и мы, дети войны, воспитывался на тех же принципах. Поэтому я надеюсь, что он выполнит свое обещание — провести в Верховной Раде Закон «О народном контроле», пылящийся в парламенте почти десяток лет. Ведь пока мы не наладим действенный контроль за исполнением законов, порядка у нас не будет. Не будет и будущего!