Пожар - что делать. Как спасти тонущего. Как правильно пользоваться огнетушителем. Почему нельзя прикасаться к взрывоопасным предметам. Всё это объяснили школьникам сотрудники ГУ МЧС в Харьковской области.

Что делать, если в квартире возник пожар; как наложить шину на сломанную ногу и спасти тонущего; как правильно пользоваться огнетушителем и почему нельзя прикасаться к взрывоопасным предметам объяснили школьникам сотрудники ГУ МЧС в Харьковской области.

Спасатели провели в школе-интернате №12 для детей с ослабленным зрением урок, на котором попытались научить ребят правильно вести себя в чрезвычайных ситуациях.


– По статистике, ежегодно на территории Харьковской области при разных чрезвычайных ситуациях гибнут около полусотни детей и травмируются около 200, – рассказывает начальник оперативно-координационного центра ГУ МЧС в Харьковской области Евгений Туник. – Поэтому мы проводим мероприятие, основная цель которого – научить, как предотвратить опасную ситуацию, а если она уже случилась – как нужно действовать.

Профессионалы посвятили детвору не только в теорию спасательного дела, но и устроили показательные выступления, в которых участвовали и школьники: им пришлось побывать и пострадавшими, и медиками, и водолазами, и пиротехниками. 12-летний Максим Бережнюк стал «моделью» пострадавшего с переломом ноги: фельдшер уложил мальчика на стол и, «консультируясь» с детьми, накладывал ему шину и останавливал кровотечение.

– Мне понравилось, только очень туго перевязали, – делится впечатлениями Максим. – Но было немного не по себе: неприятно чувствовать себя пострадавшим.

По части спасательного дела детишки оказались грамотнее многих взрослых, но не обошлось и без курьезов. На вопрос, как действовать при пожаре, один из ребят всерьез посоветовал: «Прыгать в окно». А почти на каждый вопрос фельдшера-спасателя Анатолия Тарасова о том, как помочь пострадавшему, дети настойчиво советовали делать искусственное дыхание рот в рот. Судя по всему, именно к этому «универсальному» способу спасения подростки питают слабость.

Вторая часть урока прошла на свежем воздухе. На площадка у школы собрались все структурные подразделения МЧС и разместился автопарк: аварийно-спасательный автомобиль, пожарная машина, авто водолазов и пиротехников. Здесь можно было «нарядиться» сапером, потрогать «боеприпасы» времен войны, примерить на себя водолазную амуницию.

– И как спасатели таскают на себе такие тяжести? Удивительно, как они не надрываются, – изумляется надевший на себя 25-килограммовый кислородный баллон восьмиклассник Григорий Шпильчак.

– Да нет, не надрываемся, – улыбается начальник водолазного отделения ГУ МЧС в Харьковской области Дмитрий Гармаш. – Под водой вес не чувствуется.

Чтобы школьники смогли почувствовать себя истинными спасателями, им даже разрешили залезть в кабину пожарной машины. На пассажирское место рядом с водителем плотно набилось чуть ли не полкласса – с улицы через лобовое стекло можно было лицезреть только счастливые сплющенные лица. Но особые чувства вызвала у детворы спасательная техника. Школьники дружно аплодировали, когда пневмоножницы, как масло, резали металл, бурные эмоции вызвал и огнетушитель: к нему выстроилась целая очередь желающих «пострелять». Но кульминацией «праздника» стало «пенное «шоу», которое устроили спасатели. Детей выстроили на безопасном расстоянии, но ребятня недолго смогла сдерживать восторг. Как только из брандспойта вылетели огромные хлопья пены, а в воздухе запорхали радужные мыльные пузыри, визжащая от счастья толпа школьников рванула забавляться с пеной. Детей еле удалось угомонить.


– Мы наглядно продемонстрировали возможности наших подразделений. В игровой форме и при неформальном общении такие знания лучше усваиваются, и если возникнет непредвиденная ситуация – увиденное всплывет в памяти, и ребенок сможет сориентироваться и правильно действовать, – считает Евгений Туник.

– С МЧС мы сотрудничаем давно, но это первое практическое мероприятие такого масштаба, – говорит директор школы-интерната №12 Евгений Чепежко. – Очень удачно, что сегодняшнее занятие прошло перед началом весенних каникул: поведение на воде, на льду и правильное обращение со взрывоопасными предметами сейчас как раз особенно актуальны. Думаю, такие занятия станут у нас традиционными.