Сегодня мы более подробно расскажем о некоторых профессиях типа «Человек-человек».

Менеджер
Развитие рыночных отношений и свертывание административной системы управления привели к появлению и стремительному развитию незнакомой до этого большинству населения профессии менеджера. Организация и управление необходимы везде, где есть совместная деятельность людей. Ранее в нашей стране управленческие кадры готовились путем выдвижения и дополнительного обучения специалистов, обладавших организаторскими способностями. За последние 10 лет менеджмент выделился в самостоятельное, быстро развивающееся, разветвленное и наполненное различными специализациями направление.
Некогда понятие «менеджмент» означало — управление производством: совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли. В настоящее время это понятие намного шире. Помимо производственного, это и информационный, и финансовый, и международный менеджмент, и управление персоналом. Менеджеры работают в области торговли, сервиса, туризма, транспорта, промышленности, искусства, спорта, социальной сферы, здравоохранения и т. д.
Содержание труда менеджера в значительной мере определяется сферой его деятельности. Общими для всех специализаций являются организация и координация, оценивание и стимулирование деятельности персонала с целью повышения производительности и качества труда, экономии ресурсов, роста конкурентоспособности товаров и услуг, прибыли и благосостояния, удовлетворенности профессией (должностью) каждого работника. Менеджер обеспечивает анализ и решение организационных, экономических, социальных вопросов в их взаимосвязи, регулирует процессы подбора, приема и перемещения персонала.
Условия труда: рабочий день менеджера строго не нормирован, нередко возникают стрессовые ситуации, требующие принятия оперативных решений, сопряженных с риском. Общение в труде очень интенсивно.
Менеджеру нужна подготовка в области экономики, права, маркетинга, рекламы, социальной психологии, психологии труда и управления. Он должен знать трудовое законодательство, организацию производства, владеть навыками общения с людьми и техникой ведения коммерческих переговоров.
Необходимые качества: сообразительность, рассудительность, ответственность, высокая эмоционально-волевая устойчивость, развитые аналитические, коммуникативные и организаторские способности, готовность к разумному риску. Менеджер должен быть смелым, решительным, обязательным, самокритичным, способным анализировать ситуацию и работать с людьми.
Медицинские ограничения: работа не рекомендуется лицам, страдающим заболеваниями сердечно-сосудистой и нервной системы, имеющим дефекты речи и физические недостатки.
Родственные профессии: маркетолог, аналитик, брокер, экономист, предприниматель, администратор, организатор, специалист по связям с общественностью.
Перспективы профессионального роста: повышение квалификации, получение образования в смежных областях, административное продвижение.
В настоящее время менеджер является востребованной профессией на рынке труда, особенно в области продаж и сферы услуг.
Секретарь-референт
Содержание труда: работник, ведающий документацией и текущими делами отдельного лица или учреждения, консультант по определенным вопросам. Выполняет технические функции и организационную работу по поручению руководителя. Применяя рациональные методы работы с посетителями и документами, способствует успешному и оперативному решению основных задач организации. Секретарь-референт устанавливает связи руководителя с сотрудниками, передает задания по назначению, следит за их выполнением. Участвует в подготовке и обслуживании различных совещаний, заседаний, конференций. Организует и регулирует прием посетителей. Ведет телефонные переговоры.
Работа с документацией — анализирует письма и документы, систематизирует их по степени важности. Готовит информационные сообщения и рефераты по порученным вопросам. Составляет проекты приказов, ответы на письма и запросы. Стенографирует заседания, ведет протоколы, картотеку адресов организаций и лиц, с которыми ведется переписка или переговоры.
Активно использует в своей работе технические средства — компьютер, оргтехнику, средства связи, аудиозаписи и т. д.
Условия труда: в различных учреждениях работа секретаря-референта может иметь свою специфику. Работа может быть ненормированной, предполагать командировки. Могут быть востребованы специальные знания в какой-либо области (например, знание технологических процессов, технические знания и т. д.)
Работа секретаря-референта протекает в очень насыщенной информационно-коммуникативной среде. В течение дня ему приходится вступать в контакты с большим количеством людей, отслеживая и регулируя при этом различные информационные потоки. Секретарь-референт должен быть гибким, хорошо приспосабливаться к изменяющимся условиям.
Области применения: секретари-референты работают во всех более или менее крупных организациях и учреждениях, ведущих прием посетителей и имеющих документооборот.
Необходимые качества: умение ладить с людьми, общительность, доброжелательность, эмоциональная устойчивость, самообладание; качества деловые: ответственность, организованность, хорошая оперативная память, способность концентрировать и распределять внимание, хорошая зрительно-моторная координация. Секретарь-референт должен обладать высокой общей культурой и правильной речью. Желательно (в некоторых случаях необходимо) знание иностранного языка.
Недопустимы: вспыльчивость, раздражительность, склонность к частой смене настроения.
Медицинские ограничения: деятельность противопоказана людям, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями, заболеваниями внутренних органов (печени, щитовидной железы и т. д), психическими недугами, расстройствами нервной системы, проявляющимися в раздражительности; а также людям, имеющим дефекты речи и явные физические недостатки.
Родственные профессии: администратор, референт, секретарь, офис-менеджер, делопроизводитель, приемщик заказов, регистратор, секретарь суда, помощник руководителя.
Профессия секретаря-референта востребована на рынке труда.
Перспективы профессионального роста: повышение квалификации, продолжение образования в колледжах и техникумах по специальностям «делопроизводство и архивоведение», «государственное и муниципальное управление»; продолжение образования в высших учебных заведениях по специальностям «документоведение и документационное обеспечение управления», «менеджмент организации», «управление персоналом», «связи с общественностью», «государственное и муниципальное управление».
Пути получения профессии — профессиональные лицеи и училища, курсы.
От редакции. Помимо вышеперечисленных, к профессиям типа «Человек-человек» относятся специалист по социально-культурной работе, продавец, официант, соцработник, торговый представитель. О них мы поговорим более подробно в последующих публикациях. Кроме того, вас ждет много интересной и полезной информации от специалистов Харьковской областной службы занятости. Мы постараемся подробно ознакомить вас с каждым типом профессий, рассказать, с чего начинать поиски работы, как грамотно составить резюме, как правильно одеться на первую встречу с работодателем и т.д. Свои вопросы, замечания, комментарии или предложения присылайте на адрес редакции «Вечернего Харькова».