Марецкая Вера Петровна — выдающаяся советская актриса (1906-1978), народная артистка СССР, четырежды лауреат Сталинской премии, награждена двумя орденами Трудового Красного Знамени и двумя орденами «Знак Почета», актриса театра и кино.

«Умна как бес. Всегда знает, что делает и почему, и зачем, и главное как», — писал о Марецкой ее учитель Юрий Александрович Завадский. Мастер комедийных и эксцентрических ролей на театральной сцене. Первый фильм — «Закройщик из Торжка» (1923) (работница Катя). Снялась в 25 фильмах. Наиболее известные из них: «Член правительства» (Александра Соколова, 1939), «Дело Артамоновых» (Наталья, 1941), «Котовский» (доктор Ольга, 1942), «Она защищает Родину» (Прасковья Лукьянова, 1943), «Свадьба» (акушерка Змеюкина, 1944), «Сельская учительница» (Варвара Васильевна, 1947).
После фильма «Член правительства» актриса получила широкое признание. «Я очень люблю театр, и как актриса я формировалась в театре, там рождалось и оттачивалось мое мастерство, но мое гражданское самосознание рождалось в кино». В годы Великой Отечественной войны В.П. Марецкой дважды была присуждена Сталинская премия за роли Надежды Дуровой в одноименной пьесе (1941) и Прасковьи Лукьяновой (фильм «Она защищает Родину»). Третья Сталинская премия и вскоре звание народной артистки СССР присуждены за роль учительницы Варвары Васильевны в фильме «Сельская учительница» (1947). Последней Сталинской премией была отмечена роль Капитолины Солнцевой в спектакле «Рассвет над Москвой» А. Сурова (1951).
«Вера Марецкая — актриса без амплуа» — так отзывалась Софья Гиацинтова о народной артистке СССР, четырежды лауреате Сталинской премии Вере Петровне Марецкой. В этих словах — восхищение безграничными возможностями перевоплощения выдающейся актрисы, мысль о том, что для Марецкой нет противопоказанных ролей. Кроме плохих. Актриса одинаково хороша, играя и лукавых хищниц, и экстравагантных светских дам, дряхлых старух и юных девушек-подростков. Она сдавала экзамены в три театральные студии, принята была в две и выбрала школу-студию при театре имени Вахтангова, потому что Е.Б. Вахтангов был учеником К.С. Станиславского.
В 1924 году в студии Вахтангова она встретила Юрия Александровича Завадского, стремившегося на сцене воплотить творческие принципы Вахтангова. Под его руководством работала всю творческую жизнь. С 1927 г. Вера играла в театре-студии Завадского характерные и комедийные роли, овладевая секретами внешнего перевоплощения, потом вместе с Завадским в Ростове на Дону, а с 1940 года — с ним же — в театре имени Моссовета.
Режиссер Я. Протазанов, заметив юную Марецкую, определил ее в подруги главного героя в фильме «Закройщик из Торжка», прославившем Игоря Ильинского. Больше артистам ни разу не удалось встретиться на сцене, хотя оба стремились к этому. «Простота, наивность, естественность без наигрыша составляли главное очарование Марецкой», — считал Игорь Ильинский. В 1934 году Ю. Завадский поставил пьесу «Волки и овцы» А.Н. Островского, где Марецкая сыграла Глафиру, девушку-приживалку, хитрую и изворотливую. Режиссер находил в трактовке Глафиры-Марецкой «обаяние цинизма, прелесть греховности, красоту плутовства». А. Афиногенов первой исполнительницей роли 15-летней Машеньки в своей одноименной пьесе видел только Марецкую, несмотря на долгие колебания и сомнения 30-летней актрисы. И он не ошибся. Марецкая-Машенька показывает формирование личности, переход из детства в юность. Первая роль в театре имени Моссовета — Мирандолина в пьесе К. Гольдони «Трактирщица». Кавалера Рипафратта играл Н. Мордвинов. Он, как и Р. Плятт и К. Михайлов — частый партнер актрисы в театре.
«Трактирщица» вместе с пьесами «Надежда Дурова», «Нашествие» Л. Леонова, «Фронт» А. Корнейчука, «Русские люди» К. Симонова шла в годы войны и часто с неизменным успехом показывалась фронтовикам. Мужественное и волевое искусство актрисы приобрело еще одно важное свойство — Марецкая в каждой роли искала и находила психологическую основу, которая рождала сценический образ.
Театр имени Моссовета отправили в эвакуацию в Алма-Ату. В Казахстане артистка снималась в одной из лучших своих киноролей — партизанки Прасковьи Лукьяновой в фильме «Она защищает Родину». Просмотр фильма в Алмаатинской студии был внезапно прерван известием о гибели мужа Марецкой на фронте.
Харьковчане имели счастье наслаждаться искусством великой актрисы. Гастроли театра имени Моссовета в Украине летом 1954 года были приурочены к торжествам по случаю 300-летия воссоединения Украины с Россией. В сборнике воспоминаний о В.П. Марецкой приводится летопись жизни и творчества. Составитель указывает гастроли театра в Донецке 4-28 мая 1954 года и ничего не говорит о харьковских, куда театр приехал из Донецка 29 мая 1954 года в полном составе.
Накануне, 28 мая, в газете «Красное знамя» появилась статья главного режиссера театра, народного артиста СССР Юрия Завадского «К гастролям театра имени Моссовета в Харькове».
Гастроли театра в Харькове проходили с 29 мая по 27 июня одновременно на сценах двух театров — оперы и балета имени В.Н. Лысенко и украинского драматического театра имени Т.Г. Шевченко. В течение почти месяца в городе наблюдалось театральное пиршество — классика и современность, драма и комедия. Москвичи привезли весь свой репертуар.
Наши земляки увидели «Шторм» В. Билль-Белоцерковского, «Отелло» В. Шекспира, «Маскарад» М. Лермонтова, «Любовь на рассвете» Я. Галана, «Модную лавку» И. Крылова, «Красавца-мужчину» А. Островского, «Хитроумную влюбленную» Лопе де Вега, «Забавный случай» К. Гольдони, «Большие хлопоты» Л. Ленча и др.
В те годы постоянно велись споры в печати о современном герое: где он, каким должен быть и почему так мало современных пьес на сцене даже столичных театров. Из-за скудости современного репертуара на сцене многих театров шли довольно средние «рабоче-крестьянские» пьесы вроде драм А. Софронова. Одну из его последних пьес театр привез в Харьков, гордясь ее проблемностью и тем, что в главной роли выступила народная артистка СССР Вера Марецкая.
Для театра имени Моссовета пьеса «Варвара Волкова» А. Софронова была уже третьей поставленной пьесой драматурга. Судя по отзывам московских критиков, которых поддержали и харьковские рецензенты, качество пьес А. Софронова неизменно падало от первой ко второй, от второй к третьей. Но театру нужна была современная пьеса, в которой роль нашей современницы играла бы выдающаяся актриса. Варвара Волкова в исполнении Веры Марецкой в спектакле режиссера И. Анисимовой-Вульф вызывала сочувствие и уважение. Но даже талант актрисы не мог перекрыть слабость драматургического замысла, схематичность и наивность действия.
Спектакль в Харькове прошел 6 раз. Газеты «Красное знамя» и «Соціалістична Харківщина» посвятили «Варваре Волковой» отдельные рецензии. Оба рецензента были едины в том, что пьеса и спектакль разительно отличаются. Спектакль реабилитируют усилия режиссера и замечательных актеров. Как отметил автор рецензии в «Соціалістичній Харківщині» писатель В. Добровольский, «Театр сделал все возможное, чтобы исправить и дополнить автора».
Сама Вера Марецкая, играющая главную героиню — талантливого изобретателя, инженера-химика, стремится представить ее в единстве личного и общественного. Муж Варвары — герой Советского Союза, директор завода Николай Волков, боясь обвинений в семейственности, предлагает жене уйти с завода, которым он руководит.
В эти июньские дни В. Марецкая и ее коллеги посетили знаменитый на весь Советский Союз Харьковский велосипедный завод им. Петровского, созданный в 1923 году на месте бывшего завода Лейтнера. Московских актеров сопровождал директор завода Аким Григорьевич Коновалов, волевой руководитель и высокопрофессиональный инженер. В 1944 году он возглавил разрушенный завод и привел его к благополучию. Сам же Коновалов стал кандидатом экономических наук. Шла 5-я пятилетка (1950-1955). Велосипеды харьковской конструкции (ХВЗ) выпускали все велозаводы СССР. Велогонщики завода были одними из лучших в Союзе.
Вера Петровна любила такие встречи. Они помогали ей понять, что происходит за стенами театра, помогали представить характеры своих современников, которые в жизни часто оказывались куда интереснее, чем у авторов пьес. Снимок сделал фотограф завода В. Юдаев.
Харьков 1954 года стал жизненной вехой, почти поровну разделившей ее путь. Он завершил наиболее сложную полосу — постижение мастерства, борьбу за признание таланта, выход в первые ряды мастеров театра и кино. Последующие годы стали временем реализации накопленного. Гастроли по Советскому Союзу, поездки с театром в Румынию, Болгарию, Югославию, Францию. Участие в театральном фестивале в Эдинбурге. Активная общественная деятельность была отмечена грамотой Всемирного совета мира. Конечно же, не обошлось без популярной тогда награды Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и молот». В кино Марецкая снималась мало. Среди лучших ролей — Ниловна в фильме «Мать» (Киевская студия).
Главным стал Театр имени Моссовета с удивительными партнерами. Она блистала в спектаклях «Орфей спускается в ад» и «Бунт женщин», «Дядюшкин сон», «Аплодисменты» и др. Роль миссис Сэвидж в «Странной миссис Сэвидж» Д. Патрика стала последней для актрисы. Это тема несбывшегося в жизни, мысли о том, что до последнего дня волновало великую актрису, успевшую так много увидеть, понять и воплотить на сцене.
В советском искусстве не привился термин «звезда» как определение внеклассовое и не несущее определенной идеологической нагрузки. Звезды Голливуда, очаровательные и привлекательные, преподносились общественными изгоями, служителями той прослойки искусства, которая в советском представлении не брала серьезных идейных обязательств перед обществом.
Из блистательной плеяды великих советских актеров ХХ века одна лишь Любовь Орлова неофициально заслужила такой статус. В этом, пожалуй, заслуга ее мужа режиссера Григория Александрова, умевшего не только снимать такие фильмы, как «Веселые ребята», «Цирк», «Весна», но и застолбить им прочное место в искусстве.
На вершинах искусства Любовь Орлова и Вера Марецкая равновелики. Но для себя я представлю Любовь Орлову Одеттой, а Веру Марецкую — Одиллией, учитывая, что у первой преобладают светлые солнечные тона, а у Веры Марецкой — лучшие ее сценические и кинематографические создания драматичны и трагедийны. Для Веры Марецкой такого мужа-кинорежиссера под стать Григорию Александрову не нашлось. К тому же молодежь всегда предпочитает кинокомедию драме. Поэтому люди, которым сейчас далеко за 50 лет, уже часто спрашивают, кто такая Марецкая. И ссылки на фильмы «Закройщик из Торжка», уникальную чеховскую «Свадьбу» или «Котовский» уже не помогают.
Искусство и жизнь таких актрис, как Вера Петровна Марецкая, не должны быть преданы забвению. Хорошо было бы в дни 100-летия со дня рождения актрисы увидеть на харьковском телевидении цикл замечательных фильмов с ее участием. Чтобы больше не забывать никогда.